степени, чем у матерей, связаны с тревожностью, нередко неуверенностью в себе и мнительностью.
Всем этим создается эффект «бумажного тифа», когда отцы не настолько строги, насколько они пытаются
таковыми представить себя, скорее играя традиционную мужскую роль, чем соответствуя ей реально. В
другом, менее типичном, варианте твердые по характеру отцы паранойяльно бескомпромиссно и
эпилептоидно жестоко расправляются с детьми при их малейшем непослушании, а матери беспомощны
и не способны смягчить крайности отношения отца. Подобная ситуация более типична в семьях детей с
психопатическим развитием, прежде всего у мальчиков.
Обучение
следующий фактор воспитания, о котором неоднократно шла речь раньше.
Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему обучению привитию навыков
самостоятельности, самоконтроля и гигиены. Это случаи, когда родители требуют, чтобы ребенок
второго года жизни одевался самостоятельно, не шелохнувшись, сидел за столом, говорил
«здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», еще не понимая значения этих слов. Здесь и чрезмерно ранняя
рационализация чувств, и завышенный уровень притязаний родителей в отношении успехов детей,
которые должны, скорее, соответствовать взрослым стандартам поведения, чем быть детьми с их
непосредственным и искренним поведением.
Интенсивность воспитательных мероприятий выражается феноменом психологического
прессинга избыточного морального давления на детей: обязывания их думать и поступать
определенным, раз и навсегда заданным, способом; ожидания больших успехов, оправдывающих
честолюбивые установки родителей; чрезмерного контроля за поведением и интеллектуальными
достижениями, как и безоговорочного принуждения к чтению, занятиям иностранными языками. Это
создает непосильную нервно-психическую нагрузку у детей с ведущим первосигнальным типом
восприятия действительности.
Время, затрачиваемое на воспитание, тесно связано с отношением родителей к семейным
обязанностям, занятостью на работе и характером семейных отношений. И мать, и отец проводят в
семье не меньше времени, чем в норме, но вследствие односторонне выраженной и конфликтной
структуры семейных отношений роль одного из них, обычно отца, недостаточна для реального контакта
с детьми. Своеобразным откликом на это является гиперопека детей со стороны матери и восполнение
ею недостающих отцовских функций в отношениях с детьми при неизбежной потере материнской
нежности и отзывчивости.
Рассмотренные особенности воспитания при неврозах у детей образуют в своей совокупности 35
пунктов, соответственно числу изученных факторов. Чем больше их задействовано в той или иной
семье, тем больше риск появления невротических расстройств у детей.
При изучении воспитания заслуживают внимания данные опросника PARI, использованного у
219 матерей детей с неврозами и 180 матерей детей в норме. Приводятся достоверные различия. По
сравнению с нормой наибольшие различия обнаружены в отношении матери к мальчикам, т. е. оно, в
отличие от отношений к девочкам, имеет больше отклонений. Прежде всего, это излишняя
эмоциональная концентрация матери на сыне (2-й фактор), сопровождаемая чрезмерным
вмешательством в его жизнь (20-й признак), подавлением любых форм сопротивления (4-й признак),
как и репрессией сексуальных интересов или половой направленности личности (18-й признак). Однако
у этих же матерей существуют большие, чем в норме, опасения обидеть ребенка (6-й признак), т. е. они
испытывают чувство вины. Более выражен, чем в норме, 9-й признак вспыльчивость,
раздражительность матери. В отношении матери к девочкам различия с нормой отмечаются только по 4-
му признаку подавление сопротивления дочерей, что представляет собой общий с мальчиками
отрицательный аспект отношения матери при неврозах у детей. У матерей есть тенденция ограничивать
внешние влияния при воспитании дочери, т. е. то, что мы неоднократно обозначали как стремление
матери к образованию с дочерью эмоционально изолированной подгруппы в семье. В известной мере
это проявление более активной, чем в семьях мальчиков, конфликтной позиции в отношениях с
отцом. Зато в семьях мальчиков мать в большей степени, как мы убедились, проявляет свои
конфликтные отношения непосредственно с детьми.
При сравнении различий с нормой в зависимости от возраста детей (37, 710, 1015 лет)
отношение матери имеет большее число отклонений в семьях мальчиков с неврозами в дошкольном
возрасте, у девочек без различий. В данной связи представляет интерес уклонение матерей от
|