эмоционального контакта с мальчиками дошкольного возраста (16-й признак), в то время как у
подростков оно сходит на нет. Эти данные подтверждают уже рассмотренный нами ранее феномен
неприятия мальчиков с неврозами в первые годы жизни. У девочек нет подобных различий. Мы видим,
что опросник PARI улавливает большую патогенность в отношении матери к мальчикам в дошкольном
возрасте, когда они, как никогда, нуждаются в эмоционально теплом, любящем отношении матери и не
получают его. Уже с этим в немалой мере закладываются основы для появления у мальчиков
эмоциональных расстройств центрального звена в клинической картине неврозов.
Сравнение особенностей воспитания в зависимости от возраста матерей показывает увеличение
излишней эмоциональной концентрации на ребенке (2-й фактор) в возрасте свыше 40 лет, что
сопровождается, как правило, и большей его опекой.
При сравнении клинических форм невроза между собой и с нормой больше всего отклонений в
воспитании обнаруживается у детей при обсессивном неврозе, затем истерическом неврозе. Так, при
обсессивном неврозе у детей матери чаще, чем при других неврозах и норме, создают излишнюю
зависимость ребенка от себя (2-й признак), ограничивают внешние влияния семьи (10-й признак) и
половые интересы у детей (18-й признак), чрезмерно вмешиваясь в их жизнь (20-й признак). Больше
всего они боятся и обидеть детей (6-й признак). Результатом действия перечисленных признаков будет
излишняя эмоциональная концентрация на ребенке (2-й фактор). При обсессивном неврозе у детей
матери также обладают большей вспыльчивостью и раздражительностью (9-й признак). Различия
получены и по 4-му фактору отношения к семейной роли, которая не устраивает мать, поскольку она
тяготится ролью только хозяйки дома, будучи больше ориентированной на достижения в
профессиональной деятельности.
Обратимся к данным интервью со 119 родителями, в котором перечисляются сгруппированные
определенным образом отклоняющиеся черты поведения и характера детей. Матери, в отличие от
отцов, обнаруживают большее суммарное число отклонений в поведении и характере мальчиков, а не
девочек. У отцов, наоборот, более характерологически и поведенчески отягощенная оценка дается
девочкам, а не мальчикам. И хотя различия в целом, как у матерей, так и у отцов, выглядят как
тенденция, можно сделать вывод о большей проблемности в восприятии детей противоположного с
родителями пола.
Матери чаще, чем отцы, выделяют паранойяльноподобные (у мальчиков), доминантные и
неустойчивые (у девочек), истерические (у мальчиков и девочек) черты характера. Отцы больше, чем
матери, выделяют тормозимые (у мальчиков), интровертированные (у мальчиков и девочек) и
конформные (у мальчиков) черты характера. Во многом подобные оценки представляют собой
проекцию собственных черт характера родителей, более свойственную родителям одноименного с
ребенком пола. Это указывает и на общий тип конституционально обусловленного реагирования в
семье.
Помимо интервью, родители в письменном виде отвечали на составленный нами опросник из
360 черт характера и поведения детей. Полученные характеристики распределены по следующим
шкалам: 1 эмоционально заостренная чувствительность сензитивность; 2 подверженность
страхам боязливость; 3 неуверенность в себе тормозимость; 4 неустойчивость в поведении
нестабильность; 5 повышенная возбудимость; 6 конфликтность негативность; 7
проблемность в отношениях с детьми как суммарная выраженность всех предшествующих шкал.
Опросник применялся у 175 матерей и 123 отцов детей с неврозами; в норме у 247 матерей и 82
отцов. Приводятся достоверные различия. Матери мальчиков и девочек, отцы мальчиков оценивают
детей с неврозами, в отличие от нормы, как более сензитивных, боязливых, тормозимых, неустойчивых,
возбудимых и конфликтных. Больше и проблемность в отношениях с детьми при неврозах. Отцы
девочек с неврозами считают их более сензитивными, боязливыми, тормозимыми и неустойчивыми.
Таким образом, оба родителя оценивают мальчиков и девочек по сравнению с нормой как более
сензитивных, боязливых, тормозимых и неустойчивых, подчеркивая невротические проявления в их
личности. По мере увеличения возраста детей суммарная шкала «проблемность или сложность в
отношениях с детьми» не претерпевает изменения при неврозах, тогда как в норме ее выраженность
уменьшается в подростковом возрасте. Обусловлено это большей гибкостью родителей в норме,
перестраивающих свою тактику взаимоотношений с детьми старшего возраста.
|