фон настроения, страх смерти. Заострились и страхи сказочных персонажей с ведущим страхом Бабы-
Яги. (Заметим, что в народном эпосе Баба-Яга представляется как противоположный красоте, любви и
искренности уродливый, бездушный и коварный образ, олицетворяющий собой в конечном итоге
смерть. В некоторых сказках Баба-Яга выступает и в роли людоедки, похищающей детей.) При игре с
врачом девочка предпочитала агрессивное поведение своих персонажей, в частности зайца, который
нападал на волка (врача). При игре с матерью девочка изображала ее, в то время как мать должна была
играть непослушного сына, т. е. дочь подобной расстановкой ролей перестраивала отношение матери.
Последняя действительно хотела иметь сына, а не дочь, и относилась к ней так, как если бы она была
мальчиком. Дополнительно матери и дочери было рекомендовано проигрывать дома возникающие
между ними конфликты, чтобы в известной мере разрядить аффективный заряд их отношений. Однако
существенное улучшение в состоянии девочки наступило после того, как она дома спонтанно вылепила
Бабу-Ягу, крадущую ребенка из коляски у спящей матери. Описывая эту сцену на приеме, девочка,
сильно заикаясь, добавила, что Баба-Яга, украв девочку, проглотила ее, а мать так и не проснулась.
Когда мать спросила дома, почему же она не проснулась, то услышала в ответ, что Баба-Яга сильнее
матери. Больная, вероятно, не помнила кошмарного сновидения в два года, в котором Баба-Яга крадет
беззащитного ребенка у спящей матери. В последующем пережитый ужас все время держался в
подсознании, подкрепляясь ассоциированным с образом Бабы-Яги излишне принципиальным и
недостаточно эмоционально включенным отношением матери. После того как больная воспроизвела и
отреагировала раннее шоковое переживание, в ее состоянии наступило существенное улучшение,
подобно эффекту катарсиса. Уменьшились эмоциональная напряженность и капризность, улучшилась
речь, на лице появилась улыбка. Ослабла, как сказала мать, «неуловимая пуповина тревоги и страха»,
связывавшая их, в результате чего дочь впервые стала отпускать мать от себя. Параллельно девочка по
собственной инициативе стала рисовать свои страхи, испытывая при этом значительное облегчение. На
большинстве рисунков в различных ситуациях изображалась Баба-Яга. На одном из них она сняла со
своей избушки курьи ножки, чтобы дети не догадались, что это ее дом. Затем Баба-Яга влетела в окно и
унесла одну девочку, которая плохо ест, вместе с кроватью. Изображено лицо девочки в избушке, на
которой написано «мама» и «лапа». На другом рисунке Баба-Яга соединила переходом свой дом с домом
девочки и по нему унесла ее в свой дом, где их уже поджидал Змей Горыныч. Вдвоем они съели
девочку. Кроме этого, Баба-Яга изображена в полете, в котором она «крутит» всех детей детского сада на
качелях и хочет унести «грязную», т. е. плохую, девочку к себе. На рисунках в конце игровой терапии
образ Бабы-Яги отсутствует, вместо нее изображены фантастическая машина, которая «всех врагов
режет», и образ «врага», напоминающий Кота в сапогах. После серии рисунков заикание девочки
практически прекратилось, но потребовался еще многомесячный курс групповой психотерапии, чтобы
преодолеть ее болезненную застенчивость и неуверенность в себе. На первых групповых занятиях она с
удовольствием делала страшные маски, испытывая при этом, как и при рисовании, значительное
облегчение. Перестройка отношения матери позволила добиться полной нормализации состояния
больной.
В пятом случае мальчик 11 лет боялся кошмарных снов: «Плохой дядька с мешком гоняется за
мной в коридоре». Иногда он вскакивал ночью и бегал по комнате. На электроэнцефалограмме имелись
признаки пароксизмальной активности. Вечером боялся чудовищ, поэтому тщательно закрывал дверь и
укрывался с головой. Мальчик был нежеланным для родителей, которые имели еще одного сына. Рос
тихим, застенчивым, впечатлительным, привязанным к матери. У него конфликт с отцом, которого он
боялся из-за излишне строгого и принуждающего отношения. Не проявляясь днем, конфликт переходил
в область сновидений. По совету врача мальчик принес рисунки кошмарных снов, после чего перестал
их бояться, вскакивать ночью и закрывать дверь. Поскольку он боялся отвечать перед строгим учителем
математики, ассоциируемым с отцом, была проведена игра с участием последнего. Мальчик изображал
строгого учителя, а отец и врач учеников, в том числе и его самого. В дальнейшем он стал более
уверенно отвечать в школе.
В шестом случае девочка 8 лет боялась во сне зверей в клетке, а днем замкнутых пространств:
лифта, вагона, небольшой комнаты, в чем отражался ее страх смерти. Нарисовав зверей в клетке, она
перестала бояться снов, но дневные страхи остались без изменений, так как были основаны на
абстрактном понятии страхе смерти. Устранить их удалось только в процессе групповой
|