отреагированием и десенсибилизацией в сознании больного. В третьей фазе используются обучающие
модели поведения посредством повторной перемены ролей. Изображение врачом угрожающего образа
уже не сопровождается реакциями страха у больного.
Таким образом, боязнь животных устраняется в течение трех фаз игрового действия:
актуализации страха, его отреагирования и закрепления достигнутых результатов.
На дальнейших приемах детям предоставляются роли бесстрашного командира, летчика, моряка,
пожарного и т. д., развивающие уверенность в себе и способность к принятию решения.
Краткой иллюстрацией игровой методики устранения страха может служить игровая терапия
девочки 2,5 лет, у которой появились заикание и боязнь темноты после ночного испуга, причину
которого она не могла объяснить. Прием проходил спустя несколько дней после ночного эпизода. В
спонтанной игре с куклами было заметно избегание «волка». В то же время больная охотно играла с
другими игрушками. Мы обратили на это внимание родителей, которые вспомнили, что незадолго до
заболевания они читали дочери сказку «Красная Шапочка». Возникло предположение об отражении
сказки в кошмарном сновидении. По ее сюжету была проведена игра, в которой мать изображала
посредством управляемой куклы доброго волка. При этом девочка уже не обнаруживала прежней
остроты страха, что явилось результатом совмещения угрожающего образа с эмоционально близким для
нее лицом. В дальнейшем роль волка исполнял врач, постепенно наделяя его соответствующими
атрибутами поведения. Как и в игре с матерью, у девочки отмечалась лишь незначительная ответная
реакция страха. При перемене ролей, когда больная изображала волка, надев на руку тряпичную куклу,
она кричала и угрожала Красной Шапочке, роль которой исполнял врач. При обратном изменении
ролей у девочки отсутствовали реакции страха. Она стала лучше засыпать дома, прекратились страхи
темноты, в течение недели полностью нормализовалась речь. Рецидива не было, по данным
десятилетнего катамнеза.
Показательна и игровая терапия страхов у мальчика 3 лет с невротическим заиканием. На приеме
он боялся волка, который, по его словам, «всех бьет». Видел его во сне, при рассказе об этом сильно
заикался. Жесткий по характеру и импульсивный отец мальчика крайне непоследовательно относился к
сыну и часто наказывал его физически. В противовес отцу мать была мягкой по характеру, но
ограничивала подвижность сына. Мальчик боялся не только волка, но и отчасти лисы: «У нее зубы
острые». На приеме сам взял роль волка, надев тряпичную куклу на руку, мать сделал лисичкой. Волк вел
себя агрессивно и нападал на лису. Страх был снят и перестал звучать в дальнейшем. Одновременно
удалось быстро купировать заикание.
У других детей в случае страха темноты, обусловленного страхом одиночества, хорошо себя
зарекомендовала игра «в прятки» и «жмурки» в постепенно затемняемом кабинете, вначале в
присутствии родителей и врача, затем при участии только врача и больного. У стеничных детей страх
темноты может быть также устранен с помощью игры «кошки-мышки». Врач и больной поочередно
прячутся в постепенно затемняемом кабинете. При эмоциональном вовлечении в игру дети обычно
полностью «изживают» свой страх.
Нередко страхи темноты мотивированы страхом неожиданного воздействия, нападения, что
находит свое отражение в кошмарных сновидениях. В этом случае терапевтически эффективным
является следующее построение игрового сеанса. Вначале больной прячется в кабинете без света, и его,
надев маски, поочередно ищут мать, отец, врач и незнакомые взрослые, которые сопровождают свои
действия соответствующими «агрессивными» репликами, что, однако, не увеличивает, а уменьшает
страх детей. Затем роли меняются, и в кабинете поочередно прячутся взрослые. Больной в «страшной»
маске находит их, проявляя при этом больше интереса и игрового азарта, чем скованности и страха.
Этот прием устранения страхов обычно не требует обратной перемены ролей при условии выраженного
эмоционального отреагирования страха. Если ребенок по собственному желанию сразу изображает
объект своего страха, это указывает на его большую решимость преодолеть этот страх.
Страх темноты, особенно если он носит конкретный характер, является одним из выражений
страха изменения «я», осложняющим принятие новых ролей, развитие эмпатии и адекватной
социальной отзывчивости. При наличии выраженного страха изменения, обычно коррелирующего с
общей тревожностью, показана игровая терапия, направленная на улучшение самого процесса принятия
и играния ролей. Подобным коммуникативным тренингом удается устранить страх изменения «я» вне
|