зависимости от конкретной формы его выражения. Тогда описанные выше психотерапевтические
приемы устранения страхов могут выступать в качестве его предварительного этапа. На следующем
этапе совместно с родителями проигрываются несложные истории, сочиненные больным дома. Здесь
главными являются импровизация и изображение не себя, а других, т. е. вхождение в их образ. Само по
себе ролевое перевоплощение по ходу инсценировок желательное, но не обязательное условие игры.
Не менее существенны изображение других по принципу «если бы...» и весь эмоциональный настрой
игры, ее жизнеутверждающая, созидательная активность. В дальнейшем используются сюжеты
некоторых сказок, где происходят волшебные превращения, например: «Красная Шапочка», «Сказка о
потерянном времени», сказка о «Василисе Премудрой», которая умеет оборачиваться в птиц и творить
чудеса, делая человека необыкновенно сильным, сказка о «Царевне-лягушке», которой также все покорно
в области чудесных превращений. Разыгрывание этих сказок ребенком, врачом и родителем уменьшает
страх изменения «я» при постепенном усложнении сюжетов, импровизации и чередовании ролей, т. е.
изменения игры, придания ей каждый раз элементов новизны. На последних занятиях моделируется
общение в экстремальных жизненных ситуациях. Ребенок при этом изображает себя как уверенного в
своих силах и возможностях, в то время как врач и родители подкрепляют это изображением других. В
итоге достигается ролевая гибкость поведения, подразумевающая безболезненное и полностью
контролируемое вхождение в тот или иной образ, проигрывание его при условиях сохранения
цельности «я» и уверенности в себе, т. е. без страха изменения «я».
Участие родителей в игровой терапии и перестройка их отношений закрепляют полученные
результаты. Если же речь идет о необходимости дальнейшего изменения отношений больного и его
неблагоприятно сложившихся черт характера, то показана ролевая коррекция поведения. В своей
элементарной форме она состоит из трех игровых этапов, осуществляемых на одном или нескольких
сеансах. На первом этапе больному назначаются роли, отображающие неблагоприятные черты его
характера. Дается их краткая характеристика, например плаксивый ежик, капризный мишка, боязливый
зайчик и т. д. Врач изображает персонажей с противоположными, положительными чертами характера,
показывая тем самым модель приемлемого поведения. На вторым этапе роли меняются. Больной
показывает желательную модель поведения, в то время как врач контрастно отражает особенности его
поведения. На третьем этапе они оба воспроизводят адекватную модель игрового взаимодействия.
Описываемая игровая методика применима не только к младшим школьникам и старшим
дошкольникам, но и к детям 2,54 лет, у которых практически невозможны другие методики
психотерапии. В последнем случае не требуется вхождения в игровой образ, а используется выраженная
в этом возрасте тенденция к подражанию, т. е. больший акцент делается на процессе обучения
посредством имитации и внушения.
Ролевую коррекцию поведения можно проиллюстрировать на примере девочки 5,5 лет с
невротическим заиканием. Будучи активной, энергичной и самостоятельной, она находилась в условиях
чрезмерной опеки, излишне строгого, принципиального отношения родителей и полностью
разрешающего отношения двух бабушек. Поэтому она становилась все более упрямой и в то же время
эмоционально неустойчивой и капризной. К этому следует добавить частые наказания со стороны отца-
педагога за проявление упрямства и своеволия у дочери. Ее младший брат сосредоточивал на себе все
внимание родителей, что вызывало у нее чувство обиды и обращенные к родителям навязчивые
вопросы: «Вы меня любите?» Эти вопросы указывали на появление сомнений в искренности
родительских чувств и связанное с этим чувство беспокойства. Психическое состояние девочки
улучшилось после того, как родители, по советы врача, стали дома поочередно играть с ней, позволяя
выразить в игре фантазии, обиды и раздражения, в том числе и в отношении к ним. На приеме девочка,
подготовившись дома, рассказывала содержание сказки и сама распределяла роли. В дальнейшем темы
для игры выбирали поочередно девочка, родители и врач. Игра начиналась в поликлинике и
продолжалась дома. В своих инсценировках больная была храбрым зайцем, который нападал на волка,
изображаемого поочередно родителями и врачом, и одерживал над ним победу. Так в символической
форме были отреагированы недовольство и обида. При перемене ролей волк был миролюбивым.
Дальнейшее улучшение в состоянии больной, включая ее речь, произошло после использования
регрессивной игровой тактики. Родителям было рекомендовано относиться к дочери, как к маленькому
ребенку, подобно годовалому брату сажать ее на колени, качать, петь песни, дать возможность
|