были большая гибкость и спонтанность. У девочки по-прежнему не было случаев недержания мочи. В
последующем она хорошо адаптировалась в школе.
Следует сказать и о мальчике 5 лет из неполной семьи, имеющем чрезмерно его опекающую
авторитарную бабушку и эмоционально-неустойчивую мать с истерическими чертами характера. Мать
практически не занималась сыном, отдавая все время работе. В то же время она была подчеркнуто
строгой и принципиальной и не допускала его встреч с отцом. Неудовлетворенная потребность
соответствующей по полу идентификации оборачивалась страхами, капризами, упрямством и
одновременно тревожной зависимостью от матери, протестом против посещения детского сада. При
первом визите мать и ребенок были оставлены в игровой комнате с предложением начать игру.
Возвратившись, врач увидел, что мать вместо игры с ребенком читала ему нравоучения. В ее
присутствии врач начал игру с мальчиком, косвенно отражая поведением персонажей его проблемы
общения в детском саду. Мать по совету врача незаметно вышла, чтобы не сковывать игровую
инициативу сына. После совместной игры врач предложил мальчику поиграть в кегли и вышел к
матери, чтобы прокомментировать игру. При втором визите через 10 дней мать отметила отсутствие
плача и капризов при посещении детского сада. Как и в первый раз, она не смогла играть с сыном. Он
же по собственной инициативе изобразил различные проблемные ситуации в детском саду, сказав, что
это относится не к нему, а к другому мальчику. По секрету признался врачу, что он солдат, т. е. утвердил
себя в соответствующей полу роли. При третьем визите через 10 дней рассказал придуманное им
стихотворение: «Небо синее, море сильное, папа сильный, мама красивая». На рисунке «семья» включил
отца в состав семьи. В детский сад ходил с желанием. Прекратились конфликты с ребятами, стал
участвовать в игре, а не стоять, как раньше, в стороне. Дома после просмотра телефильма на военную
тему впервые все воспроизвел в лицах. Готовился с нетерпением к празднику в детском саду, сам сделал
костюм «Чиполлино». По этому поводу возник конфликт с матерью, которой не понравился выбор сына.
Было решено проигрывать возникающие конфликты с матерью на приеме, после чего они полностью
прекратились дома, так как мать стала сдерживать себя. На приеме врач и мальчик без матери
воспроизводили сцены различных сражений. Они прятались за стулья, кидая друг в друга «гранаты» и
считая число попаданий. Затем проводился поединок на «саблях». Заметим, что подобные игры, в
которые часто играют здоровые дети, естественным образом предотвращают страх прикосновения и
изменения «я» и могут быть с успехом использованы в психотерапевтической практике. На этом же
приеме в коридоре поликлиники проводилась игра в прятки. Вначале прятался мальчик, а врач и мать
искали его, затем наоборот. Отмечались с похвалой ловкость и сообразительность мальчика, его
выдержка и терпение. В качестве награды были вручены спортивные значки. При четвертом визите
через 10 дней состояние мальчика было полностью нормализовано. Прекратились конфликты с
матерью, которая перестала препятствовать игре сына. Ведущей деятельностью на приеме была
экскурсия по поликлинике с посещением кабинетов врачей, которые одобрительно отзывались о
мальчике. После приема мать впервые повезла сына в городок аттракционов. На этом примере видно,
как своевременное удовлетворение возрастной потребности мальчика в ролевой игре и
соответствующей полу потребности в идентификации помогает ему чувствовать себя более уверенным
и способным к общению со сверстниками.
Как видно из примеров, главное в игровой терапии отреагирование эмоционального
напряжения и ролевое моделирование разнообразных путей решения проблем общения в совместном с
врачом и родителями творческом поиске, сущностью которого являются раскрытие неиспользованных
возможностей развития, укрепление единства «я», чувства собственного достоинства и веры в себя как
человека. Мы привели лишь сравнительно простые случаи игровой терапии как составной части
психотерапевтического процесса. Важно подчеркнуть, что нет двух одинаковых игровых сеансов, как и
двух одинаковых больных, и что игровые решения проблемных ситуаций основаны в большей мере на
творческой импровизации врача, чем на подгонке больного под заранее составленный и не
допускающий исключений сценарий. Важно и то, что используемая по показаниям игровая терапия
предотвращает излишне частое применение психофармакологических средств.
Игровая терапия (инсценировки) наиболее успешна в возрасте 47 лет, когда происходит
интенсивный процесс ролевого развития личности. Целесообразно ее использование и в более младшем
(подвижные, предметные игры) и старшем возрасте (драматизация). У подростков игра проводится без
|