Обоснованность применения гипнотерапии является залогом ее успешности.
Особый интерес для психотерапии представляет гипнокатарсис выявление в состоянии
гипноза ранее испытанных и впоследствии амнезированных переживаний. Он полезен в тех случаях,
когда не удается раскрыть характер психической травмы, частично отражающейся в поведении
больного, в содержании его сновидений и фантазий. Этически продуманное воспроизведение
психической травмы в гипнозе не сопровождается прежней остротой переживаний ввиду зрительного
характера ее восприятия, естественного «износа» в памяти, защитного реагирования больного и
психотерапевтической обстановки проведения сеанса. Ослабленный характер повторных переживании
страха составляет основу лечебного, десенсибилизирующего эффекта гипнокатарсиса. Вскрытие
базисного страха позволяет более направленно построить процесс последующей психотерапии и
добиться в ней лучших результатов.
Использование гипнокатарсиса оправданно у некоторых больных с заиканием, начавшимся в
первые годы жизни после шоковой психической травмы (испуга). Ее воспроизведение в гипнозе
приводит к уменьшению связанного с ней страха. Последующее отражение выявленной психотравмы в
игре и рисунках способствует ее полной дезактуализации в восприятии больных. Отсутствие страха в
тех или иных ситуациях общения делает более успешной последующую работу над речью.
При проведении гипнокатарсиса возникает вопрос о том, в какой степени реализуется внушенная
трансформация возраста. Опыт позволяет врачу дифференцировать возрастные различия в гипнозе на
основании изменений голоса, мимических и поведенческих реакций. Однако это не всегда убедительно.
С целью объективизации внушенного в гипнозе возраста мы провели эксперимент, в котором
участвовало 10 подростков 1415 лет, проходивших лечение по поводу логоневроза. В
предшествующих сеансах была достигнута глубокая степень гипноза. Во время очередного сеанса
подростку внушался возраст 6 лет, после чего психолог (А. Ю. Панасюк) проводил исследование его
интеллекта по АВМWISC, изображая воспитателя детского сада. Сеанс заканчивался внушением
амнезии проведенной беседы. Через неделю интеллект исследовался вновь, но уже в обычной
обстановке. Сравнение двух обследований показало, что в гипнозе ответы испытуемых соответствовали
ответам детей 910 лет. Разница между этим и внушенным (6 лет) возрастом относилась главным
образом к сфере вербального интеллекта. Следовательно, при гипнокатарсисе имеет место измененное
восприятие больным своего возраста, которое частично соответствует внушенному.
Внушение актуальных ситуаций в гипнозе подтверждает взгляд на него как на защитное
торможение. Проиллюстрируем это на примере хорошо гипнабельных больных 1415 лет с
логоневрозом. В двух первых группах, по 9 больных в каждой, курс лечения только начинался, в четырех
контрольных группах, по 8 больных, он был закончен несколько месяцев назад. В первых группах в
середине сеанса внушались с 15-минутным интервалом две ситуации: в одной группе вначале ситуация
«школа», затем «лес», в другой, наоборот, вначале «лес», затем «школа». Ситуация «школа» создавалась
следующим внушением: «Сейчас по счету 123 каждый из вас будет находиться и школе и отвечать
урок». Ситуация «лес»: «Сейчас по счету 123 каждый из вас будет находиться в лесу. Идет дождь.
Вам холодно в неприятно». Через 2 минуты нахождения в воображаемой ситуации внушалось: «Теперь
ничто не имеет значения, кроме глубокого лечебного сна. Спите глубоко, крепко». После 30-минутной
паузы больные были выведены из гипноза. При индивидуальной беседе задавался вопрос: «Ты помнишь
о том, что испытывал в гипнозе, или нет?» У 4 больных из 18 была полная амнезия. Остальные 14
указывали на зрительные образы, связанные с пребыванием в лесу. Например: «По-моему, я был как в
лесу», «Снилось что-то вроде леса», «Было холодно», «Я попал под дождь» и т. д. В то же время никто из
этих 14 больных не вспомнил о ситуации «школа». Следовательно, очередность внушения ситуаций не
имела значения. Как можно объяснить полученные данные? Для больных с тяжелым заиканием и
страхом перед ответами в классе школа представляла более выраженную психотравмирующую
ситуацию. Поэтому она не была допущена в сознание, т. е. амнезирована. Ситуация «лес», несмотря на
свое отрицательное эмоциональное звучание, подразумевает молчание, а не речевое общение и поэтому
допускается в сознание.
У подростков контрольных групп речь была чистой или близкой к этому. Отсутствие заикания и
страха перед ответами в школе привело к тому, что при аналогичном построении эксперимента у 8 из 32
подростков была полная амнезия на содержание внушений, остальные 24 в той или иной мере помнили
|