Navigation bar
  Print document Start Previous page
 255 of 282 
Next page End  

краткой словесной формулой внушения. Известны данные И. В. Стрельчука (1966), который еще в 1953
г. установил более быстрое и эффективное достижение гипнотического состояния путем первичного
воздействия на более тормозимую сигнальную систему. Подобным образом у лиц художественного типа
гипноз легче достигается воздействием на слуховой, а у лиц мыслительного типа — на зрительный
анализатор.
С целью сравнения эффективности двух наиболее распространенных способов гипнотизации мы
провели в 1979 г. эксперимент, в котором участвовало 259 здоровых подростков 10—15 лет (средний
возраст 12,5 лет). Эксперимент проводился в вечернее время в пионерских лагерях и ревматологическом
санатории. Его цель объяснялась испытуемым как изучение возможностей управления процессом
засыпания. Вначале они заполняли специальную анкету, затем определялась их внушаемость по
обнаружению несуществующего запаха лекарства в одной из пробирок, после чего проводился сеанс
гипноза. Гипнотизация в каждой из палат осуществлялась поочередно или воздействием на слуховой
анализатор, когда испытуемые сами закрывали глаза и им внушались признаки гипноза, или
комбинированным способом воздействия на зрительный и слуховой анализаторы. В дальнейшем для
краткости будем обозначать эти способы гипнотизации как вербальный и фасцинацию. После
выведения из гипноза испытуемые опрашивались индивидуально об ощущениях во время сеанса. По
специальной шкале выводился средний балл глубины гипноза, который расценивался как критерий
эффективности того или иного способа внушения признаков гипноза, т. е. успешности гипнотизации в
целом.
Статистическая обработка данных эксперимента показала, что внушаемость мальчиков и девочек
практически одинакова (соответственно 44 и 42% положительных проб). Как и в предыдущем
эксперименте, выполненном на другом контингенте, внушаемость и нервность не связаны между собой.
Наличие гипнотического состояния отмечено у 93% мальчиков и 88% девочек, т. е. их гипнабельность
практически не имеет различий. Заслуживает внимания, что она выявляется в 2 раза чаще, чем
внушаемость, которая, таким образом, имеет более избирательный характер. Степень гипнабельности
(глубины гипноза) статистически достоверно (р<0,001) уменьшается от 11 к 14 годам. Нервность (по
оценке педагогов) не влияет на гипнабельность.
Установлено, что у мальчиков способ гипнотизации не влияет на степень их гипнабельности
(глубины гипноза), в то время как у девочек вербальный способ гипнотизации статистически
достоверно (р<0,05) повышает ее степень.
Внушаемость достоверно увеличивает гипнабельность у мальчиков и у девочек только при
фасцинации, т. е. она усиливает гипнотический эффект взгляда. Следовательно, фасцинация всегда
предпочтительнее при гипнотизации внушаемых субъектов, чем вербальный способ. Если мальчики и
девочки не только внушаемы, но и «магически» настроены, то фасцинация также ведет к большей
глубине гипноза, чем вербальный способ гипнотизации. У мальчиков эти различия статистически
достоверны (р<0,01). У них при фасцинации достоверно увеличивает гипнабельность и такая
личностная переменная, как воображение (р<0,05).
Таким образом, эффект внушения признаков гипнотического состояния зависит от способа
гипнотизации, пола испытуемых и ряда личностных переменных. По сравнению с вербальным методом
гипнотизации фасцинация — более психологически детерминированный метод. В первую очередь это
относится к мальчикам и объясняется наличием у них не только «магического» настроя, но и концепции
«магического взгляда», т. е. наделения пристального взгляда необычным, оказывающим особое действие
значением, что находит свое отражение в процедуре гипнотического внушения посредством
фасцинации. Соответствие метода гипносуггестивного воздействия установкам на его действенность
приводит к возникновению психологического резонанса, обладающего высокой эмоционально
запечатлевающей и аутосуггестивно-гипнотической активностью. Помимо этого, психологический
эффект действия фасцинации у мальчиков с развитым воображением может быть связан и с более
конкретной персонификацией «магического взгляда» по типу «отцовского взгляда» как исторически
сформировавшегося символа безусловного подчинения и авторитета.
В заключение остановимся на некоторых вопросах эффективности гипнотерапии. Обычно от нее
ждут гораздо больше, чем она может дать на самом деле. В этом случае неизбежны рецидивы и
разочарование как со стороны врача, так и со стороны больного. Кроме того, часто бывает
Hosted by uCoz