Н. Б. Гришина
ОБУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПОСРЕДНИЧЕСТВУ В
РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ
Статья одного из самых крупных специалистов России по психологии конфликта посвящена
исследованию трудностей, с которыми сталкиваются психологи в процессе обучения посредничеству.
Посредническая деятельность по разрешению конфликтов новая психологическая реальность нашей
жизни, требующая отдельного изучения и подготовки специалистов в этой области. Н. В. Гришина
предлагает свой вариант обучения посредничеству и рассматривает условия успешности обучения,
которые связаны с уяснением специфической природы посредничества и возможностями посредника
выйти за привычные рамки своего профессионального опыта.
Печатается по изданию:Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб. 2000.
Интерес к обсуждению и внедрению в практику такой непривычной для нас формы
работы с людьми, как посредническая деятельность, в частности психологическое по-
средничество в разрешении конфликтных ситуаций, проявляется в нашей литературе и
практике лишь в самое последнее время. Сегодня проблемы конфликта актуализированы
и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества, которое постепенно переходит
от неприятия и подавления конфликтов к сознанию необходимости «работы» с ними, к
поиску возможностей их регулирования. Обращение к одной из этих возможностей
психологическому посредничеству в разрешении конфликтов произошло под опреде-
ленным влиянием западного опыта, где разнообразные формы посреднической
деятельности, институционально оформленные, существуют уже много десятилетий.
Использование психологического посредничества основано на хорошо известном
специалистам факте: участие в переговорном процессе третьих, нейтральных, лиц
положительно сказывается на его эффективности. В отечественной практике из-за
отсутствия у нас соответствующих организационных оформлений и специально
подготовленных работников к «естественным» посредникам могут быть отнесены
люди, которые в силу своей должностной позиции или профессиональной деятельности
периодически вынуждены в той или иной форме брать на себя функции регулирования
отношений между людьми. В первую очередь это руководители и учителя, а также
социологи и психологи, занятые практической деятельностью. В предлагаемой вашему
вниманию статье мы хотели бы обсудить опыт работы по обучению психологическому
посредничеству. Первые попытки практической работы в этом направлении, судя по
упоминаниям в литературе, связаны с обучением руководителей. Моя работа также
начиналась в рамках программ социально-психологической подготовки руководителей. И
первый же опыт работы с ними показал, что руководители как естественные посредники
|