произошла ошибка и мы теперь ей помочь не сможем?
Положение явно затруднительное и этически сомнительное. Этот и другие
аналогичные случаи результат поспешного принятия психологом позиции одной из
конфликтующих сторон.
Далее отрабатывается следующий этап посреднической деятельности
проведение переговоров со второй стороной конфликта от установления контакта до
согласования плана дальнейших действий. Основные психологические сложности этой
стадии связаны с установлением контакта с этим участником ситуации, так как здесь ини-
циатива контакта принадлежит не ему, а посреднику. Поэтому особое значение
приобретает начальный момент диалога посредника с участником конфликта и то, как по-
средник ставит перед ним проблему.
Вот пример из работы тренинговой группы.
Школьный психолог. Спасибо, что зашли. Ко мне приходила мама Пети Иванова из
5 «А». Она считает, что его отметки по Вашему предмету не всегда справедливы.
Учитель. А, она уже и к Вам приходила жаловаться! Лучше бы позанималась со своим
ребенком.
Избранная психологом формулировка проблемы неудачна: она имеет оценочный
характер, «обвиняет» собеседника и, соответственно, вызывает у него агрессивно-
оборонительную реакцию.
На этом же этапе посредник должен сформировать у второго участника конфликта
позитивное отношение к своему участию в решении проблемы, склонить его к осознанию
необходимости и возможности диалога по поводу сложившейся ситуации.
Одна из проблем для посредника удержаться в рамках психологически равного,
сбалансированного отношения к обоим участникам конфликтной ситуации. Их поведение
изначально может быть различным и даже диаметрально противоположным: один
приходит к посреднику за помощью, а другой может отказаться от участия в совместной
работе, от диалога не только со своим оппонентом, но и с посредником. Это требует и
разной стратегии действий психолога. Опыт работы в тренинговой группе показывает, что
психолог нередко нарушает принцип равного отношения к участникам конфликта.
Например, столкнувшись с негативным отношением второго участника конфликта
к самому факту обращения его «противника» к третьему лицу или с нежеланием вести
диалог, психолог невольно начинает защищать интересы своего первого клиента, вызывая
тем самым еще большую оппозицию второго по отношению к самой ситуации
посредничества, поскольку тот чувствует себя в роли «ответчика». Либо, помня, что он
должен склонить своего второго клиента к диалогу, договориться с ним о совместном
обсуждении проблемы и, пытаясь ослабить его сопротивление, поневоле начинает «сда-
вать» своего первого клиента и подыгрывать его оппоненту: «С ним, конечно, трудно
разговаривать...», «Вы же понимаете, если с ним как-то не договориться, он же не
успокоится и пойдет дальше жаловаться» и т. п.
Любой неудачный шаг посредника или просто неудачно сказанная фраза,
нарушающие или хотя бы создающие видимость нарушения принципа равного отношения
к обеим конфликтующим сторонам, негативно скажутся на возможности эффективного
проведения диалога.
И, наконец, третий этап посреднической деятельности центральный момент всей
ситуации посредничества это сам диалог, проведение совместных встреч и обсуждений
со всеми участниками конфликтной ситуации, прерываемых в случае необходимости для
раздельной работы с каждой из сторон, вплоть до достижения согласия, выработки
какого-то решения участниками конфликта. Поведение посредника здесь наиболее
специфично. Западная практика накопила значительный арсенал приемов и техник
поведения посредника на этапе совместного обсуждения проблемы участниками
конфликтной ситуации. Многие из них построены на основе методики принципиальных
переговоров Р. Фишера и У. Юри и хорошо знакомой отечественным психологам технике
|