Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 162 
Next page End  

произошла ошибка и мы теперь ей помочь не сможем?
Положение явно затруднительное и этически сомнительное. Этот и другие
аналогичные случаи — результат поспешного принятия психологом позиции одной из
конфликтующих сторон.
Далее отрабатывается следующий этап посреднической деятельности —
проведение переговоров со второй стороной конфликта — от установления контакта до
согласования плана дальнейших действий. Основные психологические сложности этой
стадии связаны с установлением контакта с этим участником ситуации, так как здесь ини-
циатива контакта принадлежит не ему, а посреднику. Поэтому особое значение
приобретает начальный момент диалога посредника с участником конфликта и то, как по-
средник ставит перед ним проблему.
Вот пример из работы тренинговой группы.
Школьный психолог. Спасибо, что зашли. Ко мне приходила мама Пети Иванова из
5 «А». Она считает, что его отметки по Вашему предмету не всегда справедливы.
Учитель. А, она уже и к Вам приходила жаловаться! Лучше бы позанималась со своим
ребенком.
Избранная психологом формулировка проблемы неудачна: она имеет оценочный
характер, «обвиняет» собеседника и, соответственно, вызывает у него агрессивно-
оборонительную реакцию.
На этом же этапе посредник должен сформировать у второго участника конфликта
позитивное отношение к своему участию в решении проблемы, склонить его к осознанию
необходимости и возможности диалога по поводу сложившейся ситуации.
Одна из проблем для посредника — удержаться в рамках психологически равного,
сбалансированного отношения к обоим участникам конфликтной ситуации. Их поведение
изначально может быть различным и даже диаметрально противоположным: один
приходит к посреднику за помощью, а другой может отказаться от участия в совместной
работе, от диалога не только со своим оппонентом, но и с посредником. Это требует и
разной стратегии действий психолога. Опыт работы в тренинговой группе показывает, что
психолог нередко нарушает принцип равного отношения к участникам конфликта.
Например, столкнувшись с негативным отношением второго участника конфликта
к самому факту обращения его «противника» к третьему лицу или с нежеланием вести
диалог, психолог невольно начинает защищать интересы своего первого клиента, вызывая
тем самым еще большую оппозицию второго по отношению к самой ситуации
посредничества, поскольку тот чувствует себя в роли «ответчика». Либо, помня, что он
должен склонить своего второго клиента к диалогу, договориться с ним о совместном
обсуждении проблемы и, пытаясь ослабить его сопротивление, поневоле начинает «сда-
вать» своего первого клиента и подыгрывать его оппоненту: «С ним, конечно, трудно
разговаривать...», «Вы же понимаете, если с ним как-то не договориться, он же не
успокоится и пойдет дальше жаловаться» и т. п.
Любой неудачный шаг посредника или просто неудачно сказанная фраза,
нарушающие или хотя бы создающие видимость нарушения принципа равного отношения
к обеим конфликтующим сторонам, негативно скажутся на возможности эффективного
проведения диалога.
И, наконец, третий этап посреднической деятельности — центральный момент всей
ситуации посредничества — это сам диалог, проведение совместных встреч и обсуждений
со всеми участниками конфликтной ситуации, прерываемых в случае необходимости для
раздельной работы с каждой из сторон, вплоть до достижения согласия, выработки
какого-то решения участниками конфликта. Поведение посредника здесь наиболее
специфично. Западная практика накопила значительный арсенал приемов и техник
поведения посредника на этапе совместного обсуждения проблемы участниками
конфликтной ситуации. Многие из них построены на основе методики принципиальных
переговоров Р. Фишера и У. Юри и хорошо знакомой отечественным психологам технике
Hosted by uCoz