Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 162 
Next page End  

активного слушания. Бесспорно, это наиболее трудный этап в работе посредника, и для
эффективного посредничества требуется прежде всего накопление опыта реальной
практической работы. Подготовка к этой работе в рамках учебной программы
предполагает знакомство участников группы тренинга с приемами и техниками работы
посредника, обсуждение и отработку различных вариантов его реакций и действий в
зависимости от складывающейся в диалоге ситуации, от тех или иных шагов его
участников.
В сущности, смысл совместного обсуждения проблемы, диалога, организуемого
посредником, состоит в том, чтобы обеспечить переход участников конфликта от
конфронтации, борьбы друг с другом за утверждение своих позиций к осознанию
общности их интересов в решении возникшей проблемы и необходимости объединения их
усилий для поисков этого решения. Посредник и нужен, в сущности, для того, чтобы
направить энергию их противостояния на «борьбу» с их общей проблемой. Так как в
задачи посредника не входит решение проблемы и своими усилиями он лишь оп-
тимизирует процесс решения проблемы самими участниками конфликта, то приемы и
техники работы посредника имеют организующий характер: создание и сохранение ат-
мосферы доверия, установление и выполнение договоренностей о принципах достижения
результата и порядке обсуждения, поддержка позитивных шагов и ограничение де-
структивных действий и т. д. Роль посредника, который особенно активен в начале
диалога, по мере эффективного развития обсуждения все более сводится лишь к
коррекции его направления: поддержке конструктивных и пресечению деструктивных
шагов диалога.
Возьмем пример из работы группы тренинга.
На кафедре обсуждается вопрос о работе преподавателя института в летнем
учебном лагере. «Зав. кафедрой» относится к этому отрицательно, это личная инициатива
«преподавательницы», едет она уже не первый год, и это вызывает некоторые сложности в
учебной работе кафедры. Идут довольно бесплодные дебаты о том, является ли эта
поездка личным делом преподавателя или нет. И тут наступает момент «прорыва».
Зав. кафедрой.Ну,хорошо, на этот раз вы могли бы поехать, если бы нашли себе
замену в учебном процессе.
Преподаватель (без паузы, на той же конфронтационной ноте). Вам же, как
заведующей кафедрой, легче решить этот вопрос. Почему я должна этим заниматься?
Зав. кафедрой (резко меняет позу, поворачиваясь к преподавательнице боком).
Кроме того, Ваша поездка будет оформлена за счет отпуска!
Преподаватель. Как за счет отпуска?
Начинается новый виток. Что произошло? Одна из участниц переговоров — «заведующая
кафедрой» — сделала важную уступку: предложила условие, при котором она могла бы
изменить свое первоначальное решение и пойти «преподавателю» навстречу. Посредник
пропустил момент, не отреагировал на столь важную позитивную инициативу,
создающую новые возможности поиска решения проблемы, а «преподаватель»,
эмоционально вовлеченный в конфронтацию, не оценил этот шаг. Руководитель
фактически сделал одностороннюю уступку и не получил поддержки, отсюда и агрессив-
ная реакция.
В целом тренинг психологического посредничества основан на общих
методологических и методических принципах работы тренинговых групп — обсуждение
различных элементов и приемов деятельности посредника, их отработка в разного рода
упражнениях, проигрывание отдельных этапов деятельности посредника в различных
вариантах ситуаций, воспроизведение реальных ситуаций из актуального или прошлого
опыта участников группы, по отношению к которым у них существует или существовала в
прошлом необходимость осуществления посреднических функций, и т.д. Как и
руководители, психологи обычно обладают достаточным личным и профессиональным
опытом, позволяющим им усваивать навыки посредничества. Общая же успешность
Hosted by uCoz