обучения определяется двумя главными условиями: во-первых, уяснением специфической
природы посредничества, принципов поведения посредника и, во-вторых, возможностями
психолога выйти за привычные рамки своего профессионального опыта.
Одна из задач, которую должен решить психолог, выступающий в роли
посредника, состоит в установлении особого типа отношений с участниками конфликта. В
эмоциональном аспекте, безусловно, это должно быть доброжелательное,
заинтересованное, вызывающее доверие, но нейтральное отношение. Чувство
эмоционального контакта, понимания не должно сопровождаться у клиента впечатлением,
что психолог «принял» на себя его проблему или что он смотрит на ситуацию его глазами.
Важно дать почувствовать клиентам, что посредник хотя и заинтересован в них, но не
склоняется в пользу какой-либо из сторон. Это требование к посреднику закреплено в
принципе сбалансированного, «одинакового» поведения по отношению ко всем
участникам конфликта и ведущихся переговоров, что накладывает специфический
отпечаток на рисунок его взаимодействия с ними.
Для поддержания сбалансированной нейтральной позиции посредник использует
специальные приемы поведения и взаимодействия с участниками переговоров:
поочередное обращение к обеим конфликтующим сторонам, специфическую
формулировку вопросов, выравнивание объема времени работы с каждым из участников
переговоров и т. д.; достегаемый при этом баланс, однако, весьма хрупок и может
нарушиться от любого неверно сделанного шага.
Например, в совместном обсуждении проблемы наступает перерыв. Заканчивая
работу, посредник обращается к одному из участников диалога: «Я попрошу Вас,
подумайте, пожалуйста, что Вы могли бы сделать в этом отношении?» .«Участник
конфликта», к которому обращены эти слова, признается впоследствии, что у него
«возникает чувство, будто они заодно, они оба «давят» на меня, вроде бы это из-за меня
мы не можем договориться». Это чувство возникло лишь потому, что посредник обра-
тился только к одному участнику переговоров, только ему «дал поручение».
Еще одной особенностью работы посредника является необходимость постоянно
поддерживать на должном уровне чувство ответственности участников переговоров за
процесс урегулирования сложившейся ситуации. В отличие от консультанта и
психотерапевта, которые могут оставить за собой право определять пространство работы,
изменять его в зависимости от динамики ситуации, посредник таким"правом не обладает.
Круг проблем, подлежащих обсуждению и разрешению, определяет обратившийся к
посреднику участник конфликта. Другое дело, что сами участники переговоров в процессе
совместного обсуждения проблемы могут выйти за пределы обозначенного ими круга тем,
но этого не может сделать посредник. На наш взгляд, посредник не может работать с
проблемами, которые он видит, но на обсуждение которых он не получил «санкции»
клиента. Посредник не должен также «подсказывать» проблему клиентам. В ситуации
посредничества право профессионала не в том, чтобы самому решать, с чем работать, а в
том, что он может не браться за ситуацию, в эффективное разрешение которой он не верит
или которая вызывает у него сомнения, например, по этическим или другим
соображениям. Таким образом, из-за традиционных профессиональных стереотипов
деятельности психолог может испытывать трудности, связанные с необходимостью
ограничить свои действия рамками запроса клиентов или одного из них, хотя сам при
этом может «чувствовать», что главная проблема в другом.
Говоря о наиболее существенных трудностях, с которыми сталкиваются психологи в
процессе обучения посредничеству, необходимо упомянуть также об особенностях языка
общения с клиентами. Практические психологи и особенно психотерапевты традиционно
большое внимание уделяют нюансам речи клиента столь важным для понимания его
проблем. При этом, однако, психологи далеко не всегда приучены к необходимости
точной нюансировки своей собственной речи. И когда позиция посредника требует
нейтральности и безоценочности высказываний, то поиск точных формулировок нередко
|