Можно прибавить, что ребенок не всегда попадает в ситуацию с угрозой наказания
таким образом, что он находится точно в середине между наказанием и неприятным
заданием. Часто он может быть сначала вне всей ситуации. Например, он должен под
угрозой наказания закончить непривлекательное школьное задание в течение двух недель.
В этом случае задание и наказание образуют относительное единство (целостность),
которое вдвойне неприятно ребенку. В данной ситуации (рис. 4) обычно сильна тенденция
к бегству, проистекающая в большей степени из угрозы наказания, чем из неприятности
самого задания. Точнее, она исходит из возрастающей непривлекательности всего ком-
плекса, обусловленной угрозой наказания.
Наиболее примитивная попытка избежать одновременно и работы, и наказания
это физический выход из поля, уход прочь. Часто выход из поля принимает форму
откладывания работы на несколько минут или часов. В случае сурового повторного
наказания новая угроза может привести к попытке ребенка убежать из дома. Боязнь на-
казания обычно играет существенную роль на ранних стадиях детского бродяжничества.
Часто ребенок старается замаскировать свой уход из поля, выбирая занятия, против
которых взрослому нечего возразить. Так, ребенок может взяться за другое школьное
задание, которое ему более по вкусу, выполнить ранее данное ему поручение и т. д.
Наконец, ребенок может случайно уйти и от наказания, и от неприятного задания путем
более или менее грубого обмана взрослого. В случаях, когда взрослому трудно это
проверить, ребенок может заявить, что он закончил задание, хотя это не так, или он может
сказать (несколько более тонкая форма обмана), что какой-то третий человек освободил
его от неприятного дела или что по какой-то другой причине его выполнение стало
ненужным.
Конфликтная ситуация, обусловленная угрозой наказания, вызывает, таким
образом, очень сильное стремление выйти из поля. У ребенка такой уход, варьирующийся
в соответствии с топологией сил поля в данной ситуации, происходит обязательно, если
не принять специальных мер. Если взрослый хочет, чтобы ребенок выполнил задание,
несмотря на отрицательную его валентность, просто угрозы наказания недостаточно. Надо
сделать так, чтобы ребенок не мог выйти из поля. Взрослый должен поставить какой-то
барьер, который мешает такому уходу. Он должен так поставить барьер (Б), чтобы
ребенок мог получить свободу только либо закончив задание, либо подвергнувшись
наказанию (рис. 5).
|