Рис.5.
И в самом деле, угрозы наказания, направленные на то, чтобы заставить ребенка
закончить некое определенное задание, всегда построены таким образом, что вместе с
полем задания они полностью окружают ребенка. Взрослый вынужден так ставить
барьеры, чтобы не осталось ни одной лазейки, через которую ребенок мог бы усколь-
знуть. От неопытного или недостаточно авторитетного взрослого ребенок ускользнет,
если увидит малейшую брешь в барьере. Наиболее примитивные из таких барьеров
физические: ребенка можно запереть в комнате до тех пор, пока он не закончит работу.
Но обычно это барьеры социальные. Подобные барьеры это средства власти, которыми
обладает взрослый в силу своего общественного положения и внутренних взаимоот-
ношений, существующих между ним и ребенком. Такой барьер не менее реален, чем
физический.
Барьеры, определяемые социальными факторами, могут ограничивать область
свободного движения ребенка до узкой пространственной зоны.
Например, ребенок не заперт, но ему запрещено покидать комнату до завершения дела
(задания). В других случаях внешняя свобода передвижения практически не
ограничивается, но ребенок находится под постоянным наблюдением взрослого. Он не
выпускается из-под надзора. Когда ребенок не может быть под постоянным наблюдением,
взрослый часто использует веру ребенка в существование мира чудес. Способность
постоянного контроля за ребенком приписывается в таком случае полицейскому или
привидению. Бог, которому известно все, что делает ребенок, и которого невозможно
обмануть, также нередко привлекается для подобных целей.
Например, тайное поедание сладостей может быть предотвращено таким способом.
Часто барьеры ставятся жизнью в данной социальной общности, традициями семьи или
школьной организацией. Для того чтобы социальный барьер был действенным,
существенно, чтобы он обладал достаточной реальной прочностью. Иначе в каком-то
месте ребенок прорвет его
Например, если ребенок знает, что угроза наказания только словесная, или
надеется добиться расположения взрослого и избежать наказания, то вместо выполнения
задания он пытается прорвать барьер. Подобное слабое место образуется, когда мать
препоручает наблюдение за работающим ребенком няне, учителю или более взрослым
детям, которые, в отличие от нее самой, не имеют возможности предотвратить выход
ребенка из поля.
Наряду с физическими и социальными существует еще один вид барьеров. Он
тесно связан с социальными факторами, но имеет важные отличия от тех, что
обсуждались выше. Можно, скажем, апеллировать к тщеславию ребенка («Помни, ты не
|