Navigation bar
  Print document Start Previous page
 44 of 162 
Next page End  

активную действенную роль. Правда, понятие либидо у Фрейда значительно шире, чем
обычное понимание полового влечения. Однако очевидно, что половое влечение
представляет собой одну из форм фрейдовского либидо. Какова же подлинная роль
полового влечения в любовных конфликтах? В какой связи оно находится с другими
мотивами и отношениями личности в психологическом конфликте?
С фрейдистской точки зрения, движущей силой развития личности в конфликте
являются бессознательные мотивы. Поэтому нельзя судить о подлинных мотивах конф-
ликта по осознанным мотивам и отношениям личности.
Сознательные обобщенные мотивы и отношения личности играют роль лишь
маски, оправдывающей человека в своих собственных глазах и в глазах общества. Это
утверждение противоречит всей теории и практике нашего воспитания, основная задача
которого — воспитание сознательности. Чтобы преодолеть это, необходимо выяснить,
какова подлинная роль и происхождение бессознательных мотивов в психологическом
конфликте. Действительно ли единственный путь разрешения противоречия между
мотивами заключается в том, что наиболее действенный мотив вытесняется из сознания,
становится бессознательным?
С фрейдистской точки зрения, развитие личности предопределяется
психологическими конфликтами раннего детства. Такое представление не в состоянии
раскрыть подлинную социальную историю личности, роль школы, коллектива, труда в
формировании личности. При таком представлении нельзя понять и объяснить тех
очевидных сдвигов и коренных изменений личности, которые мы наблюдаем на
протяжении всей жизни человека. Чтобы преодолеть это, во-первых, необходимо
исследовать такие психологические конфликты взрослых, в возникновении которых
наиболее очевидную роль играет какая-либо массовая внешняя ситуация и поэтому
индивидуальные события раннего детства не имеют существенного значения. Таковы,
например, конфликты инвалидности. Во-вторых, необходимо отобрать такие случаи,
когда в анамнезе отсутствуют указания на невропатические и психопатические
отклонения в поведении в детстве, которые можно было бы связать с конфликтными
переживаниями.
С фрейдистской точки зрения, восстановление личности после психологического
конфликта достигается путем акта самопознания, осознания подавленных влечений и
источников этого подавления. Таким образом, совершенно игнорируется роль активной
коллективной деятельности в формировании личности — одного из основных принципов
коммунистического воспитания. Чтобы преодолеть это, необходимо исследовать, какую
роль в разрешении психологического конфликта и в восстановлении личности после
психогенного невроза играет психотерапия, опирающаяся на активную деятельность
самого больного (актоте-рапия) и на вовлечение его в коллективную деятельность.
Таковы основные проблемы исследования психологических конфликтов.
Л. А. Петровская
О ПОНЯТИЙНОЙ СХЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА КОНФЛИКТА1
Методологическая статья Л. А. Петровской, написанная ею в 1977 году, посвящена понятийной
схеме описания социально-психологических конфликтов. Автором впервые в отечественной
конфликтологии рассматривается круг понятий, адекватный изучаемому феномену. Описанная ею
структура конфликта, его динамика, функции и типология являются определяющими ориентирами для
социального психолога и конфликтолога начиная с 70-х годов XX века по настоящее время.
Печатается по изданию: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М.: Изд-
во Моск. ун-та, 1977.
Понятие конфликта трактуется в рамках социальной психологии достаточно
широко. Важным методологическим ориентиром всякого исследования служит адекватная
Hosted by uCoz