понятийная схема изучаемого явления. В данной статье предпринимается попытка
вычленения круга понятий, важного для социально-психологического исследования
конфликта. Упомянутый круг понятий мы рассмотрим в рамках четырех основных
категориальных групп: структура конфликта, его динамика, функции и типология.
Структура конфликта. Анализируя структуру конфликта, можно выделить
следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания
конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта,
исходы конфликтных действий. Рассмотрим перечисленные понятия по порядку.
Стороны конфликта. Участниками, или сторонами, конфликта могут быть
отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства, коалиции
государств и так далее. С точки зрения специальных интересов социальной психологии,
исследующей внутриличностные (инт-раперсональные), межличностные
(интерперсональные) и межгрупповые (интергрупповые) конфликты, наиболее
типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности,
сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны
конфликты типа: аспект личности аспект личности, личность личность, личность
группа, группа группа. Участники конфликта характеризуются, вообще говоря,
широким набором существенных в том или ином отношении признаков. В социально-
психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь
мотивами, целями, ценностями, установками и пр.
Условия протекания конфликта. Помимо характеристик участников, конфликт
существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается.
Важной составной частью этого контекста выступает социально-психологическая среда,
представленная обычно различными социальными группами с их специфической
структурой, динамикой, нормами, ценностями и т. д. При этом важно подчеркнуть, что
социально-групповую среду необходимо понимать достаточно широко, не ограничиваясь
лишь ближайшим окружением личности. Тенденция к такому сужению понятия среды
характерна для большинства буржуазных авторов. Типичным примером в этом отношении
может служить позиция сторонников интеракцио-низма в социальной психологии.
Последние, по существу, ограничивают понятие среды контекстом малой группы. Для
марксистских исследований характерно значительно более широкое понимание
социальной среды личности, существенно включающее в себя помимо малых групп бо-
льшие социальные группы, такие, как классы, нации, профессиональные группы и т. д. Без
учета влияния этого более широкого контекста невозможно понять содержательную
сторону мотивов, ценностей, норм и других социально-психологических аспектов
социальных процессов вообще и конфликта в частности.
Образы конфликтной ситуации. Характеристики участников конфликта и
особенности условий его протекания определяют конфликтное поведение сторон. Однако
указанное определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно.
Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации,
имеющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации
включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, воз-
можностях и т. п.), представления о противостоящих сторонах (их мотивах, целях,
ценностях, возможностях и т. п.) и представления о среде, в которой складываются конф-
ликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не
сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения
участников. Последнее обстоятельство представляется принципиально важным с точки
зрения социально-психологических исследований конфликта. Оно обнаруживает,
возможно, наиболее существенный срез социального конфликта как объекта социально-
психологического анализа.
В целом образы, внутренние картины конфликтной ситуации порождаются и
обусловливаются объективной реальностью. Однако отношения образов и реальности
|