приятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение.
Обычно понимание ситуации в качестве конфликтной является результатом осмысления
реально сложившегося объективного противоречия интересов, стремлений. Однако
нередко конфликтность образов возникает в случае, когда объективная основа конфликта
отсутствует. Более детально возможны следующие варианты отношений между
идеальными картинами и реальностью:
1. Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны считают, что
структура их целей, интересов конфликтна, и правильно понимают существо реального
конфликта, т. е. правильно оценивают себя, друг друга и ситуацию в целом. В этом случае
перед нами адекватно понятый конфликт.
2. Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают
ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от
действительности. Это случай неадекватно понятого конфликта.
3. Объективная конфликтная ситуация существует, но она не осознается
сторонами. В этом случае мы, по сути, не имеем дело с конфликтом как социально-пси-
хологическим явлением, поскольку психологически он не существует для сторон и они
конфликтным образом не взаимодействуют.
4. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения
сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные. В этом случае мы имеем дело с
так называемым ложным конфликтом.
5. Конфликтность отсутствует и объективно, и на уровне
осознания.
Для социально-психологического анализа, по-видимому, особенно интересны
случаи неадекватно понятого и ложного конфликта. Поскольку именно внутренняя кар-
тина ситуации, имеющаяся у участников, определяет их непосредственное поведение в
конфликте, важно тщательно исследовать, с одной стороны, факторы, определяющие ее
отклонение от реальности (например уровень информированности участников, структура
их коммуникаций и т. д.), и, с другой механизм влияния самих этих отклонений на
течение конфликта (его продолжительность, интенсивность, характер разрешения и т. п.).
Кроме того, осознание ситуации как конфликтной всегда сопровождается
эмоциональнымч окрашиванием. Возникающие эмоциональные состояния оказываются
включенными в динамику любого конфликта, активно влияя на его течение и исход.
Механизм возникновения и влияния эмоциональных состояний участников конфликта на
его развитие также является специфической проблемой социально-психологического
анализа.
Переход к конфликтному поведению. Помимо эмоционального окрашивания,
осознание конфликтной ситуации может сопровождаться переходом к конфликтному
поведению сторон. Конфликтное поведение можно определить как действия,
направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей
стороной ее целей, намерений и так далее. Заметим, что необходимым условием,
необходимым признаком конфликтного поведения является его осознание сторонами в
качестве именно конфликтного. Если, например, сторона А предпринимает действия,
блокирующие достижение стороной Б е¸ целей, но при этом ни А, ни Б не сознают, что
эти действия препятствуют Б, то поведение А нельзя назвать конфликтным.
Конфликтное поведение одной стороны по отношению к другой не обязательно
является результатом осознания конфликтной ситуации между этими сторонами. Кон-
фликтное поведение А по отношению к Б может быть, например, формой снятия
внутренних напряжений А. В этом случае мы обычно имеем дело с переходом внутрен-
него конфликта во внешний.
Конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания
конфликта, эмоции же, в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. Вообще су-
щественно, что взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять
|