источником развития личности, ее совершенствования (например в виде чувства неу-
довлетворенности собой). В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может
способствовать предотвращению застоя (стагнации), служит источником нововведений,
развития (появление новых целей, норм, ценностей и т. п.). Конфликт, особенно на стадии
конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и
коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая
объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и
устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее
факторов и тем самым способствует ее стабилизации. Общеизвестно также, что внешний
конфликт может выполнять интегра-тивную функцию, сплачивая группу перед лицом
внешней опасности, внешних проблем. Как это видно отчасти из вышесказанного,
конструктивные функции конфликта, подобно его деструктивным функциям, могут
проявлять себя на всех этапад эволюции конфликта.
Для марксизма в целом характерно подчеркивание именно двойственной роли
социального конфликта, выполнение им не только деструктивной, но и конструктивной
функции. Как известно, центральной идеей всей марксистской диалектики является
трактовка противоречия как источника всякого развития вообще и социального прогресса
в частности. Концепции классовой борьбы и социальной революции, служащие
краеугольными камнями марксистской социальной теории, являются конкретной
реализацией указанного диалектического принципа.
В отличие от марксизма буржуазному обществоведению свойственна тенденция к
одностороннему рассмотрению конфликта, акцентирующему внимание на его деструктив-
ных функциях. В области социологии типичным примером может служить позиция
школы структурно-функционального анализа. Преследуя явно апологетические цели и
ограничивая область исследования социальными механизмами, способствующими
«интеграции», «адаптации», «сохранению равновесия» общества, Т. Парсонс, Р. Мертон и
другие буржуазные социологи-функционалисты рассматривают противоречия и
конфликты как аномалию, своего рода социальную болезнь.
Совершенно отчетливый акцент на деструктивной функции конфликта свойствен
также основным направлениям зарубежной психологии и социальной психологии.
Психоаналитическая теория с ее принципом удовольствия и трактовкой
внутриличностного конфликта в качестве источника психических заболеваний, теория
поля К. Левина с ее акцентом на сокращении напряжения, теория-когнитивного
диссонанса с ее сосредоточенностью на уменьшении, снятии диссонанса могут служить
достаточно характерными примерами.
В современном буржуазном обществоведении наметилась, правда, тенденция
рассматривать конфликт не только как явление деструктивное. Этот подход, идущий от Г.
Зиммеля и связанный в первую очередь с именами Л. Козера, Р. Дарендорфа, М. Дойча,
пытается вычленить позитивные функции конфликта. Однако, будучи ограничены
социальными классовыми рамками, буржуазные ис-
следователи трактуют эти позитивные функции весьма односторонне, с позиций
социального консерватизма и социальной апологетики, отождествляя их, по существу, со
способностью конфликта служить целям стабилизации и адаптации сложившейся
социальной системы.
Типология конфликта. Как уже отмечалось, социальные конфликты исследуются
целым рядом дисциплин, и в каждой из них существует множество различных типологий
конфликта. Последнее справедливо и в отношении социальной психологии. В зарубежной
литературе, например, различные классификации конфликта представлены в работах М.
Дойча, А. Рапопорта, Д. Вер-нард, Л. Козера, Л. Понди, Р. Мака и Р. Снайдера и т. д.
Подобное разнообразие типологий конфликта неизбежно и оправданно. Изучая конфликт
с самых различных точек зрения, исследователи могут выделять самые разные,
существенные для их частных целей основания классификации и соответственно получать
|