возникающий при осознании ситуации как конфликтной.
Конкуренция понимается автором как характеристика ситуации взаимодействия,
внешне заданный тип взаимосвязи сторон, который предполагает негативную
взаимозависимость целей: один выигрывает только в том случае, если другой
проигрывает. Конфликт, объективным признаком которого М. Deutsch считает
столкновение несовместимых действий (Т. е. таких, которые направлены на пресечение,
срыв, обструкцию других действий) является характеристикой не ситуации, а
межличностных отношений. Решающее условие вступления в конфликт это не столько
сам по себе факт несовместимости действий, сколько перцепция несовместимости. «Ни
течение конфликта, ни его исход не определяются с неизбежностью внешними
обстоятельствами, в которых конфликт себя обнаруживает». Психологической реально-
стью конфликт становится только в том случае, если он воспринят как конфликт.
Конечно, оговаривает М. Deutsch, это не означает, что восприятие всегда истинно,
а действительная несовместимость всегда воспринимается.
Кооперативная (либо конкурентная) ситуация, будучи жестко определенной
объективными обстоятельствами, вместе с тем имеет определенное отношение к личности
участников этой ситуации. Опыт взаимоотношений в ситуациях подобного рода может
сформировать, согласно М. Deutsch, два различающихся типа, или стиля, поведения,
которые, что особенно важно, могут быть использованы испытуемым и в отсутствие
«вызвавшей и сформировавшей данный тип поведения ситуации». Первый тип поведения,
называемый кооперативным, или «содействующим» (promotive), характеризуется высокой
взаимозависимостью вероятностей достижения цели обеими сторонами, побуждающей
способствовать реализации намерений партнера, а тем самым и своих собственных.
Индивид, придерживающийся такого типа поведения, склонен позитивно оценивать
успехи другого, облегчать выполнение его действий и т. п. словом, всячески проявлять
кооперативные акции. Конкурентный, или «противодействующий» (contrient), тип
поведения характеризуется негативным отношением к успехам другого, попытками бло-
кировать его действия, отвержением любых форм воздействия с его стороны. Такое
поведение, пишет автор, наиболее адекватно в ситуации, когда вероятности достижения
цели обратно взаимосвязаны: успех одного с необходимостью влечет поражение другого.
Собственную исследовательскую задачу автор видит в «изучении конфликтов,
участники которых развивают конкурентные и кооперативные отношения в ситуациях,
позволяющих и то, и другое». Кстати, изучение конфликтов в условиях взаимодействия
при так называемой «смешанной» мотивации (mixed-motive interaction), т.е. такой, в
которой переплетены кооперативные и конкурентные интересы, является доминирующим
направление анализа межличностного конфликта не только для М. Deutsch, но и для всей
западной социальной психологии.
Метод исследования
В поисках методов формализации ситуации конфликтного взаимодействия
западная социальная психология обратилась к интенсивному освоению некоторых
разделов математики, прежде всего теории игр. Под «конфликтной» здесь понимается
ситуация, в которой «участвуют различные стороны, наделенные различными интересами
и возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с этими
интересами». Формальные модели принятия оптимальных решений в подобной ситуации
как раз и изучаются теорией игр, где игра выступает как способ описания столкновения
интересов.
Наибольшую популярность и повсеместное распространение получил один из
вариантов игры с ненулевой суммой, известный под названием «Дилемма узника» («ДУ»).
Хотя J. Davis, P. Laughlin, S. Komorita, сделавшие обзор современных исследований,
отмечают, что «в последние два года характерно снижение количества работ с
использованием модели «ДУ»», популярность этой игры все еще достаточно высока, а
сама модель доминирует в экспериментальном изучении конфликтного взаимодействия.
|