Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 162 
Next page End  

возникающий при осознании ситуации как конфликтной.
Конкуренция понимается автором как характеристика ситуации взаимодействия,
внешне заданный тип взаимосвязи сторон, который предполагает негативную
взаимозависимость целей: один выигрывает только в том случае, если другой
проигрывает. Конфликт, объективным признаком которого М. Deutsch считает
столкновение несовместимых действий (Т. е.  таких, которые направлены на пресечение,
срыв, обструкцию других действий) является характеристикой не ситуации, а
межличностных отношений. Решающее условие вступления в конфликт — это не столько
сам по себе факт несовместимости действий, сколько перцепция несовместимости. «Ни
течение конфликта, ни его исход не определяются с неизбежностью внешними
обстоятельствами, в которых конфликт себя обнаруживает». Психологической реально-
стью конфликт становится только в том случае, если он воспринят как конфликт. 
Конечно, оговаривает М. Deutsch, это не означает, что восприятие всегда истинно,
а действительная несовместимость всегда воспринимается.
Кооперативная (либо конкурентная) ситуация, будучи жестко определенной
объективными обстоятельствами, вместе с тем имеет определенное отношение к личности
участников этой ситуации. Опыт взаимоотношений в ситуациях подобного рода может
сформировать, согласно М. Deutsch, два различающихся типа, или стиля, поведения,
которые, что особенно важно, могут быть использованы испытуемым и в отсутствие
«вызвавшей и сформировавшей данный тип поведения ситуации». Первый тип поведения,
называемый кооперативным, или «содействующим» (promotive), характеризуется высокой
взаимозависимостью вероятностей достижения цели обеими сторонами, побуждающей
способствовать реализации намерений партнера, а тем самым — и своих собственных.
Индивид, придерживающийся такого типа поведения, склонен позитивно оценивать
успехи другого, облегчать выполнение его действий и т. п. — словом, всячески проявлять
кооперативные акции. Конкурентный, или «противодействующий» (contrient), тип
поведения характеризуется негативным отношением к успехам другого, попытками бло-
кировать его действия, отвержением любых форм воздействия с его стороны. Такое
поведение, пишет автор, наиболее адекватно в ситуации, когда вероятности достижения
цели обратно взаимосвязаны: успех одного с необходимостью влечет поражение другого.
Собственную исследовательскую задачу автор видит в «изучении конфликтов,
участники которых развивают конкурентные и кооперативные отношения в ситуациях,
позволяющих и то, и другое». Кстати, изучение конфликтов в условиях взаимодействия
при так называемой «смешанной» мотивации (mixed-motive interaction), т.е. такой, в
которой переплетены кооперативные и конкурентные интересы, является доминирующим
направление анализа межличностного конфликта не только для М. Deutsch, но и для всей
западной социальной психологии.
Метод исследования
В поисках методов формализации ситуации конфликтного взаимодействия
западная социальная психология обратилась к интенсивному освоению некоторых
разделов математики, прежде всего теории игр. Под «конфликтной» здесь понимается
ситуация, в которой «участвуют различные стороны, наделенные различными интересами
и возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с этими
интересами». Формальные модели принятия оптимальных решений в подобной ситуации
как раз и изучаются теорией игр, где игра выступает как способ описания столкновения
интересов.
Наибольшую популярность и повсеместное распространение получил один из
вариантов игры с ненулевой суммой, известный под названием «Дилемма узника» («ДУ»).
Хотя J. Davis, P. Laughlin, S. Komorita, сделавшие обзор современных исследований,
отмечают, что «в последние два года характерно снижение количества работ с
использованием модели «ДУ»», популярность этой игры все еще достаточно высока, а
сама модель доминирует в экспериментальном изучении конфликтного взаимодействия.
Hosted by uCoz