социальной системы. Вместе с тем противоречие указывает на разделение интересов
между различными группами и категориями людей, в том числе и между классами» (6).
Гидденс далее подчеркивает, что социальные противоречия связаны с различиями
в образе жизни людей, принадлежащих к разным социальным группам, и неравенством их
жизненных шансов, которые, в свою очередь, определенным образом влияют на
формирование картины мира. Но противоречия далеко не всегда влекут за собой
конфликты. Для превращения противоречий в конфликты необходимы осознание
противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения. Пока противо-
положность интересов не осознана, конфликт, как полагает Гидденс, еще не наступает. С
этой точки зрения конфликт выступает прежде всего как осознанное, осмысленное
противоречие несовпадающих или противостоящих друг другу интересов сторон, готовых
предпринять или уже предпринявших определенные действия, основанные на указанном
противостоянии.
Несколько иной ракурс проблемы конфликта выявляется при попытках вывести
социальную напряженность из уровня удовлетворения базовых потребностей людей и со-
циальных групп. Именно такой подход к проблеме демонстрирует Питирим Сорокин при
выяснении вопроса о причинах социальных конфликтов и революций. «Непосредственной
предпосылкой всякой революции, пишет он, всегда было увеличение подавленных
базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального
их удовлетворения...
Если пищеварительный рефлекс доброй части населения «подавляется» голодом,
то налицо одна из причин восстаний и революций; если подавляется инстинкт само-
сохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, кровавыми зверствами,
то налицо другая причина революций... Если «подавляется» собственнический инстинкт
масс, господствуют бедность и лишения и, в особенности, если это происходит на фоне
благоденствия других, то мы имеем еще одну причину революций».
Среди подавленных инстинктов, потребностей и рефлексов, которые вызывают
социальное напряжение, взрыв и конфликт, П. Сорокин выявляет, помимо перечисленных
выше, потребности коллективного самосохранения (семьи, религиозной секты, партии),
потребность в жилище и одежде, половой рефлекс, инстинкт самовыражения и интерес к
соревновательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта,
потребность в свободе.
Как мы видим, указание на связь неудовлетворенных потребностей и нарастающих
конфликтных ситуаций, рассмотрение источника конфликтов в подавлении базовых
потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать,
позволяют ближе подойти к анализу конкретных социальных конфликтов. С этой точки
зрения всякий конфликт характеризуется прежде всего неудовлетворенной потребностью
и стремлением найти средства для того, чтобы эту потребность удовлетворить.
Многомерная неудовлетворенность потребностей и интересов, депривация значительных
масс населения составляет, по Сорокину, главный источник революционных потрясений в
обществе. Предотвращение революции, развитие общества по пути реформирования
возможно тогда, когда власти предержащие отслеживают меру удовлетворения
потребностей различных социальных слоев и находят средства для их удовлетворения или
компенсации, когда они не допускают кричащих антагонизмов в мере развития и
удовлетворения потребностей, поддерживая социальное неравенство на уровне
социальной нормы.
Следующий шаг по пути конкретизации конфликтов связан с разработкой вопросов
социального равенства и неравенства. Положение людей и вытекающий из него уровень
социальных притязаний определяется не вечными инстинктами, а сопоставлением с
другими людьми. То, что является приличным уровнем жизни для одних людей, другими
может рассматриваться как бедность и нищета. Важны не сами по себе потребности, но и
средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который
|