В этом направлении только и можно реализовать нелинейный подход к конфликту
и действительному разрешению воплощенного в нем противоречия.
При этом слово «воспитание» здесь несет особую нагрузку, так как подразумевает
специальные психолого-педагогические работы, включенные в достаточно ранние стадии
возрастного движения личности. Именно на этих стадиях в начале развития игровой
деятельности, а затем учебной у ребенка еще нет конфликтных стереотипов, еще нет
фобий перед расщеплением «Я», что избавляет его от предконфликтного фобического
переживания, появляющегося у взрослого человека за счет распознавания
конфликтогенных признаков ситуации.
Примечание:
(*) Проведенные нами исследования достоверно подтверждают наличие первой составляющей как вполне
сознаваемый испытуемый фактор
.
А. Г. Здравомыслов
ЧЕТЫРЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
А. Г. Здравомыслов автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблеме
социологии конфликта. С выходом его издания «Социология конфликтов» (1996) начинается этап
систематизированного изложения проблемы конфликта в отечественной социологии. Рассматривая
подходы к объяснению социальных конфликтов, А. Г. Здравомыслов выделяет динамический аспект этого
социального явления. Важным и актуальным является постановка автором проблемы рефлексивной
политики как превентивной меры по предупреждению социальных конфликтов.
Печатается по изданию: Социология конфликтов. М., 1996
.
При определении самого понятия «конфликт» чаще всего мы сталкиваемся с
попыткой подвести его под более широкую категорию противоречия. Но такой способ
определения влечет за собою игнорирование специфики собственно конфликтных
отношений. Поэтому, на наш взгляд, такое подведение частного под общее недостаточно,
а порою и ошибочно.
В догматизированной версии марксизма, выполнявшей функции официальной
идеологической доктрины, признавалось наличие противоречий в советском обществе
преимущественно неантагонистических, но до признания конфликтов, тем более
социальных, дело не доходило. О характере противоречий, о том, какое противоречие
нужно было считать основным или главным, продолжались многократно
возобновлявшиеся дискуссии. При этом во всех дискуссиях противоречия
формулировались в предельно абстрактной и обезличенной форме: между производством
и потреблением; производительными силами и производственными отношениями; между
производительными силами и отдельными сторонами производственных отношений;
между «новым» и «старым». Основная методологическая установка состояла в том, чтобы
подчеркнуть значение единства сторон, целостности социально-политической системы.
Некоторые авторы всерьез рассуждали о том, что при социализме, в отличие от
капитализма, единство противоположностей, а не противоречие является движущей силой
развития общества. Мышление в этих категориях не давало возможности перейти к
конкретному анализу социальных процессов, к поведению социальных групп и лиц,
решающих те или иные вполне определенные, конкретные жизненные задачи.
В современной социологической литературе вопрос о связи между противоречием
и конфликтом рассматривается известным английским социологом Антони Гидденсом.
«Под конфликтом, пишет он, я имею в виду реальную борьбу между действующими
людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и
средства, мобилизуемые каждой из сторон. В отличие от конфликта понятие
противоречия относится к некоторой структуре. Оба эти понятия весьма близки между
собой, так как противоречие выражает уязвимое место, слабое звено в конструкции
|