Другой, не менее значимой целью такого анализа является переключение внимания
с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности,
поступках и отношениях.
Анализ помогает учителю избежать субъективизма в оценке поведения учеников.
При разборе поступка, оценке поведения часто виноватым оказывается ученик, кто менее
симпатичен учителю (для женщин-учителей этот критерий более значим), а поэтому
учителя удивительно хорошо помнят даже мелкие нарушения дисциплины этими
учениками. Такая позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное
изучение личностных качеств ученика перечнем тех проступков, в которых он был
замечен раньше: у хорошего ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается
значения плохим, а «трудный» ученик остается виновным.
Психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках
«плохого» ученика и «пакость» в поведении образцового и тем самым правильно
разрешить ситуацию, найти «точки роста» личности даже очень «трудного» ученика.
Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только
варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта.
Ведь предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации это
наиболее оптимальный, «бескровный» для обеих сторон выход из ситуации. Учитель при
этом определяет момент возможного перехода ситуации в конфликт, снижает косвенными
приемами напряженность и берет ситуацию под контроль.
Погасить конфликт это значит перевести отношения его участников на уровень
взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных
отношений в сферу деловых отношений учебной рабрты.
Содержательность и глубина анализа ситуации, предложенные варианты ее
разрешения, как показала работа с учителями и руководящими работниками школ, прямо
не зависят от стажа работы в школе. Интерес к вопросам возрастной и педагогической
психологии, интерес к ребенку, желание увидеть ситуацию глазами ученика и помочь ему
выйти из нее, умение построить собственное рациональное рассуждение по поводу
возникшей ситуации таковы основные слагаемые педагогически грамотного анализа.
По словам учителей, такой анализ помогает осмыслить собственный опыт выхода
из ситуации, разрешения конфликтов, увидеть ошибки и просчеты в своем поведении и не
повторять их, сваливая всю вину на учеников. Тем самым учитель учится принимать
решения без лишних эмоций, уходя от традиционных мер воздействия. Это повышает его
свободу выбора и профессиональное самоуважение.
Совместно с практическими работниками школ были разработаны варианты
опорных схем для проведения анализа ситуаций.
Приведем некоторые из них.
Первый вариант включает следующие основные моменты анализа ситуации:
описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место
возникновения, деятельность участников и т. д.); что предшествовало возникновению
ситуации; какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их
поведении, ситуации, поступке;ситуация глазами ученика и учителя; личностная позиция
учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во
взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он
безразличен к ученику);что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка
(познавательная ценность ситуации для учителя);основные причины возникшей ситуации
или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);
варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения
ученика; выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение
конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на
перспективу.
Второй вариант: описание ситуации и ее участники; определение в ситуации
|