момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт; что помешало
учителю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность,
неожиданность и др.);какие приемы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации
и как он их использовал; оценка; какую информацию получил учитель о своих педагоги-
ческих успехах и просчетах; анализ своего поведения в ситуации и ошибки;
варианты отношений с учеником после конфликта. Третий вариант:
описание ситуации или конфликта; причины возникшей ситуации (внутренние и внешние
условия ее возникновения) и повод перехода в конфликт; его динамика;
смысл конфликта для каждого из его участников; психологический анализ отношений
между участниками ситуациии.
перспективные воспитательные и познавательные цели при разных
вариантах разрешения ситуации. Конечно, реальные ситуации из жизни школы, собст-
венного опыта учителей могут не укладываться в предложенные схемы, однако
выделенные вопросы помогут определить значимый момент в ситуации, использовать
психологические знания для ее осмысления и построить собственное рассуждение.
Вот пример анализа часто встречающейся ситуации по поводу учебной работы
подростка.
На уроке литературы в VII классе при проверке домашнего задания учительница
трижды поднимала отвечать одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она
объявила, что ставит ему «два». На следующем уроке учительница вновь начала опрос
этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с урока. На следующие занятия
по предмету ученик ходить перестал, всячески избегая встреч с учителем, по другим
предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему
«двойку». Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.
Анализ ситуации:
На первом уроке ученик молчал, и учителю было необходимо после урока
разобраться в причине этого и устранить назревающий конфликт.
На следующем уроке молчание ученика уже было проявлением протеста. Ученик,
испытав нажим со стороны учителя, проявил подростковую принципиальность и
самолюбие, но в дальнейшем не смог управлять своими поступками (подростковый
негативизм). В своих действиях учительница допустила очень серьезные педагогические
ошибки: не разобралась в причине отказа отвечать, не увидела в ученике «человека». На
следующий день учительница показала свое недоброжелательное отношение к ученику и
тем углубила конфликт, не учтя особенностей возраста и проявив субъективизм по
отношению к ученику. Ученик расценил позицию учителя в отношении себя как
несправедливую, и нормальные педагогические отношения были нарушены по вине
учителя.
Конечно, следовало выяснить причину неподготовленности: ведь по другим
предметам ученик хорошо учился. Его опрос на следующем же уроке был грубейшим
нарушением взаимоотношений между учителем и учеником. Конфликт по вине учителя
стал затяжным, эмоционально напряженным.
Каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на ее
участников: ученик включается в ситуацию с одними установками, а выходит из нее с
иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников
ситуации.
Что говорить? Как говорить? При разговоре с детьми учителю надо четко знать,
что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопро-
вождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи
(время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).
Как показала работа с учителями, многие из них затрудняются в проведении
диалога с учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на
командно-административном уровне и содержи! набор стереотипных выражений,
|