противоположной стороны, рождая ложные образы и опасения, агрессивность и дегумани-
зируя восприятие оппонентов.
Многие этнические конфликты можно смело обозначить и как замещенные
конфликты, поскольку часто антагонизм интересов направлен на этническую группу,
которая реально не является участником конфликта, а замещает какие-либо иные
интересы и соображения. Так, часто «национальная карта» разыгрывается в борьбе
этнополи-тических элит за передел постимперского наследия.
Учитывая, что в феномене нации особую конституирующую роль играют
историко-культурные факторы, можно сказать, что межнациональные конфликты это
чаще всего конфликты культур как результат различного понимания, различного
отношения к жизненным реалиям, их толкования.
И, наконец, при классификации этноконфликтов мы имеем дело с реальным
конфликтом интересов из-за неравного доступа различных этносов к ресурсам,
неравного распределения объемов и полномочий власти и т.д.
Исследователями выделяются еще два принципа типо-логизации этнических конфликтов:
один по характеру и образу действий конфликтующих сторон и второй по
содержанию конфликтов, основным целям, которые ставит выдвигающая претензии
сторона.
Э. А. Паин и А. А. Попов выделяют конфликты стереотипов, т.е. ту стадию
конфликта, когда этнические группы не всегда даже четко осознают причины
противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ недружественного
соседа, нежелательной группы. Примером этого служат армяно-азербайджанские
отношения.
Действительно, социологические и полевые этнографические исследования до
данного конфликта, еще в советское время, фиксировали взаимные негативные стере-
отипы армян и азербайджанцев. Так, этносоциологические исследования, которые в
начале 80-х годов были проведены в Ереване и других городах Армении под руковод-
ством Ю.В. Арутюняна и Р. Карапетяна, установили, что в гетеростереотипе
азербайджанцев не только присутствуют негативные бытовые черты, но и отсутствуют
положительные деловые и интеллектуальные качества. Данные были настолько тревожны,
что их было решено не публиковать, дабы не провоцировать открытого противоборства.
Полевые наблюдения фиксировали то же самое у азербайджанцев в гетеростереотипах
армян.
Другой тип конфликта «конфликт идей». Характерными чертами таких
конфликтов (или их стадий) является выдвижение тех или иных притязаний. В
литературе, средствах массовой информации обосновывается «историческое право» на
государственность, как это было, например, в Эстонии, Литве, Грузии, Татарстане и
других республиках СССР, на территорию, как это было в Армении и Азербайджане,
Северной Осетии и Ингушетии.
Третий тип конфликта конфликт действий. Это митинги, демонстрации, пикеты,
принятие институциональных решений вплоть до открытых столкновений.
Можно было бы возразить, что подобная типологиза-ция есть отражение стадий или форм
конфликтов. Но это было бы неточным. В защиту авторов подобной типологи-зации
можно сказать, что бывают конфликты, которые остаются только «конфликтом идей». В
начале 70-х годов в Чикаго проходили демонстрации с лозунгами «Не покупайте у
евреев!». Но никаких действий за этим не следовало. На съездах русских общественных
движений, например КРО, можно услышать призывы «Россия для русских», но до
открытых конфликтов на этой почве не доходит (антикавказские погромы на рынках
российских городов имели другую основу).
Иная типологизация по основным целям, содержанию требований была
предложена в 19921993 гг. Л. М. Дробижевой. На основе оценки событий конца 80-х
начала 90-х гг. ею были выделены следующие типы этноконфликтов.
|