т.п., нацеленные на достижение национального консенсуса или, по крайней мере,
компромисса.
Результативность достижения последних, в особенности консенсуса, является
показателем того, в какой мере приведень* в действие демократические и
гуманистические способы урегулирования и разрешения межнациональных конфликтов,
позволяющие нейтрализовать националистические установки и конфронтационные
устремления их участников и помочь каждому из них перейти от жесткого или даже
насильственного противодействия национальных общностей и их представителей к
эффективному и согласованному взаимодействию с ними ради совместного
удовлетворения коренных потребностей и интересов всех участников возникшей
межэтнической коллизии. Развертывание этого процесса означает укоренение и за-
крепление общедемократического принципа приоритетности и неотъемлемости прав и
свобод каждого человека в специфической сфере межнациональных отношений.
Конфликтрлогический анализ под углом зрения возможностей достижения
консенсуса между этносами не может удовлетвориться простым обоснованием
значимости данного прогрессивного по своей направленности процесса для
демократизации межнациональных отношений. Он предполагает также осмысление
технологических и организационных мер по его обеспечению. «Стержневой» проблемой
здесь в настоящее время выступает создание специальной и разветвленной
этноконфликтологической экспертизы, основная задача которой, как показывает мировой
опыт, должна состоять в том, чтобы на базе серьезного диагностического и
прогностического анализа отслеживать зарождение и развертывание конфликтных про-
цессов и в зависимости от их характера выдвигать обоснованные предложения по их
локализации, рационализации и урегулированию посредством компромиссных или кон-
сенсусных технологий.
Опыт последних лет отчетливо показывает: очаги межнационального «возгорания»
можно эффективно обезопасить, а тем более потушить лишь целенаправленными, по-
следовательными и терпеливыми усилиями. И эти усилия должны опираться на
специально разработанные для этого меры и соответствующим образом организованные
посреднические структуры, концептуально и методически оснащенные.
В настоящее время наибольшие организационные трудности в урегулировании и
предотвращении этнонаци-ональных конфликтов и конфронтации связаны с отсутствием
в государствах СНГ, в том числе РФ, разветвленной специализированной сети
организаций^ю предотвращению и урегулированию внутренних конфликтов. Больше
всего ощущается отсутствие институтов, осуществляющих мониторинг за развитием
этнополитической ситуации в обществе, раннюю диагностику и прогнозирование воз-
никновения конфликтов, а также отсутствие конфликто-логического менеджмента в виде
службы «быстрого реагирования». Главной задачей такой службы является защита
людей, недопущение эскалации конфликтов, расширения их зоны, организация
переговорного процесса, а также интенсивное обучение людей способам правильногб реа-
гирования на конфликтную ситуацию и поведения в ней.
Такого рода служба (или их совокупность) должна, по-видимому, постепенно и
целенаправленно складываться при содействии властных структур из множества органи-
зационных звеньев разного уровня и охвата и носить общественно-государственный
характер, то есть тесно взаимодействовать с административными и представительными
органами в центре и на местах и в то же время быть относительно независимой от них,
избегая их возможного диктата и манипулирования.
Подобная организация позволила бы, наряду с налаживанием мониторинга,
дающего представление о состоянии и динамике этноконфликтных ситуаций,
осуществлять практическое посредничество между различными группами населения,
участвующими в них, а также между администрацией и населением и вместе с тем
критически анализировать и оценивать характер и результаты различных управленческих
|