Navigation bar
  Print document Start Previous page
 89 of 162 
Next page End  

воздействий на эти ситуации с целью их разрешения. Обосновывая необходимость
принципиального отказа от методов насилия в отношениях между этносами,
затрудняющих демократизацию общества и тянущих его назад, к тоталитаризму,
ориентируясь на-обеспечение компромисса как признания конфликтующими сторонами
правомерности притязаний их оппонентов и особенно консенсуса как способа
принципиальной и долговременной гармонизации взаимоотношений этносов, участвую-
щие в посредничестве конфликтологи получили бы возможность содействовать
восстановлению в правах и значимости глубинных ценностей человеческого бытия,
укреплению оснований жизни и деятельности общества и тем самым возвращению ей ее
подлинного.смысла, а социальным конфликтам — позитивного общественного значения и
функции.
Важную роль в этом отношении должно сыграть оформление результатов
конфликтологического анализа в виде соответствующей экспертизы межэтнических
конфликтных ситуаций и коллизий и превращение ее на этой основе в специфическую
технологическую процедуру, позволяющую доводить результаты конфликтологического
анализа до их практического востребования и использования для
регулирования и разрешения реальных конфликтных столкновений.
Прежде всего, общая задача такого рода экспертизы видится в том, чтобы
обеспечить конструктивное участие конфликтологии в демократическом преобразовании
современного российского общества. Именно в рамках этой основной задачи она должна
содействовать практическому налаживанию в межнациональных отношениях конф-
ликтологического мониторинга и менеджмента как действенных инструментов,
позволяющих отслеживать зарождение конфликтных ситуаций, выявлять их «болевые
точки», уровень напряженности, динамику, характер действий конфликтующих сторон и
т.п. и на этой основе разрабатывать и претворять меры по предупреждению и урегу-
лированию конфликтов, стабилизации социальных отношений и содействию реформам.
При этом важно учитывать, что острота и размах межэтнических конфликтов
обусловлены прежде всего как полиэтническим составом населения России, которое
состоит из представителей более 100 больших и малых этнических общностей, так и
значительной долей в федеративной структуре национально-государственных образова-
ний: среди 89 самостоятельных субъектов Федерации — более трети приходится на
национальные республики и разного рода национальные автономии.
Не случайно поэтому с развалом советской «империи» на всем ее обширном
пространстве образовалось множество зон межнационального напряжения, которое при
определенных условиях грозит вылиться или уже вылилось в открытые столкновения, в
том числе и вооруженного характера, несущие многочисленные жертвы и разрушения. В
настоящее время специалисты насчитывают свыше 200 такого рода зон, основная часть
которых приходится на территорию РФ.
По уровню напряженности их можно подразделить на три основных вида:
—  «горячие точки», Где пролилась или продолжает литься кровь, применено
вооруженное насилие и имеются существенные потери человеческих и ма-' териальных
ресурсов;
— зоны, напряжение в которых находится на грани возможного перерастания в открытые
межэтнические противостояния или приближается к ней;
— зоны, в которых межнациональное напряжение уже отчетливо проявилось, но имеет
еще достаточно низкий уровень.
Общим для всех трех зон является то, что повсюду межнациональная
напряженность, а тем более конфликты, особенно с применением вооруженного насилия,
затрудняют проведение социально-экономических и политических преобразований,
тормозят объединение общественности вокруг гуманистических, демократических
идеалов. Вместе с тем ясно, что в каждой из зон способы социального контроля за
развертыванием межнациональных конфликтов и меры по их эффективному
Hosted by uCoz