познавательного отражения ситуации, ее освоенности в прошлом опыте, степени
«понятности» происходящего для индивида. Отсюда можно сделать вывод, что в
человеческой психике, отражающей окружающее на основе всего социально
накопленного опыта и понимающей происходящее в буквальном смысле этого
слова, протекание процессов обусловливания тем более должно происходить
особо. Но как в таком случае согласовать этот вывод с фактом существования и
экспериментального изучения процессов обусловливания у человека? Решение
этого вопроса подсказывается тем обстоятельством, что исследования
обусловливания у человека имеют специфическую направленность, в связи с чем
обобщенные выводы из них обычно нуждаются в оговорках; утверждается,
например, что «...у человека... условные реакции вырабатываются по тем же
самым основным законам, по каким они вырабатываются у животных.
Необходимо только строго и тщательно контролировать и анализировав все
сложные условия ситуации» (Ле Ни, 1973. С. 33). Важно, однако, подчеркнуть,
что в реальности выполнение данного требования очень часто оборачивается
таким упрощением экспериментальных ситуаций, пр:: котором исключается гли
существенно огра-
55
|