последствиях, которые в воспитательном воздействии ставятся в зависимость от
того, появится ли у воспитываемого лица мотивациониое отношение, указанное
в предписывающей части воздействия. Прежде всего можно отметить
исключительное разнообразие оснований, используемых в реальной практике
воспитания. Оно свидетельствует о том, что для формирования необходимых
мотивационных отношений в ход пускается буквально все, могущее служить
аргументом и создающее хотя бы незначительную надежду на успех: ссылки на
долг, честь, общественную пользу, пример и авторитет других людей, заманчивые
- и неблагоприятные жизненные перспективы, изменение личных отношений и
многое другое. Используются обобщенные («в жизни будет плохо») и
конкретные («мама будет недовольна») аргументы, продуманные («хочу с тобой
серьезно поговорить») и ситуативные («видишь, что бывает с непослушными»),
извлекаемые из прошлого («тогда бегал раздетым и -заболел») и направленные на
будущее («пойдешь в школу, будешь хорошо учитьсясам все поймешь»), и т.
д. Возможность использования в воспитательном про-
63
|