Позвольте проиллюстрировать это положение несколькими конкретными примерами.
Линкольн, который всегда в большей или меньшей степени интересовался механикой, в
свое время изобрел и запатентовал устройство, предназначенное для того, чтобы снимать
суда с мели. Он работал в механической мастерской неподалеку от своей адвокатской
конторы, занимаясь изготовлением модели этого устройства. Хотя это устройство в конечном
счете оказалось неприменимым, он был полон энтузиазма по поводу его возможностей.
Когда друзья пришли к нему в контору, чтобы посмотреть на модель, то он не пожалел
времени, чтобы объяснить принцип ее действия. Главная цель этих объяснений заключалась
в том, чтобы внести ясность.
Когда Линкольн произносил свою бессмертную речь в Геттисберге, когда он произносил
свою первую и вторую речи при вступлении на пост президента, когда умер Генри Клей и
Линкольн произносил хвалебную речь о нем - во всех этих случаях главная цель выступлений
Линкольна состояла в том, чтобы произвести впечатление и убедить. Конечно, он должен
был выражаться ясно, чтобы убедить, однако в этих случаях ясность не была его главной
заботой.
В своих выступлениях перед присяжными он старался добиться вынесения нужного ему
приговора. В своих политических речах он стремился получить голоса избирателей. В этих
случаях его целью было действие.
За два года до того, как Линкольн был избран президентом, он подготовил лекцию об
изобретениях, и целью этой лекции было развлечь слушателей. По крайней мере именно
такая цель должна была стоять перед ним, но он явно не достиг здесь большого успеха.
Фактически его карьера в качестве популярного лектора принесла ему серьезное
разочарование. В одном городе на его лекцию не пришел никто.
Однако он добился успеха, даже выдающегося успеха в других своих речах, о которых я
уже упоминал. Почему? А потому, что в этих случаях он понимал свою цель и знал, как ее
достичь. Он знал, куда хочет идти и как туда добраться. Именно потому, что многие ораторы
именно этого не знают, они часто начинают путаться в словах и попадают в затруднительное
положение.
Например, я видел однажды, как освистали одного американского конгрессмена на старом
нью-йоркском ипподроме и заставили его уйти с трибуны, так как он, несомненно,
бессознательно, но тем не менее неразумно, избрал ясность в качестве своей цели. Это было
во время войны. Он рассказывал своим слушателям о том, как Соединенные Штаты к ней
готовятся. Толпа не желала, чтобы ее просвещали, а хотела, чтобы ее развлекали.
Присутствовавшие слушали его терпеливо и вежливо в течение десяти минут, четверти часа,
надеясь, что он скоро закончит, но этого не произошло. Он продолжал бессвязно говорить,
перескакивая с одной мысли на другую, терпение слушателей иссякло, и они уже больше не
могли этого терпеть. Кто-то начал иронически аплодировать. Другие поддержали эти
аплодисменты. Через минуту тысяча слушателей свистели и кричали.
Бестолковый оратор, неспособный понять настроение своей аудитории, решил продолжить
выступление. Это их возмутило. Началась битва. Их нетерпение перешло в ярость. Они
решили заставить его замолчать. Буря протеста становилась все громче и громче. Наконец
шум разгневанной толпы заглушил его слова, и даже на расстоянии двадцати футов его уже
не было слышно. Тогда он решил отступить, признать свое поражение и униженно
ретироваться.
Помните об этом примере. Знайте свою цель, тщательно определите ее, прежде чем
приступите к подготовке вашего выступления. Вы должны знать, как добиться этой цели.
После этого приступайте к ее достижению, действуйте искусно и со знанием дела.
|