Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 126 
Next page End  

Кандид слушал внимательно и верил простодушно: он находил Кунигунду исключительно
прекрасною, хотя никогда не осмеливался говорить ей об этом. Он считал, после счастья родиться
бароном Тундер-тен-Тронком, второю степенью счастья быть Кунигундою, третьею — видеть ее
каждый день и четвертою — слушать Панглоса, величайшего философа провинции и,
следовательно, всей Земли.
Однажды Кунигунда, гуляя возле замка в маленькой роще, которая называлась парком, увидала
между кустарниками доктора Панглоса, который давал урок экспериментальной физики горничной
ее матери, маленькой брюнетке, очень хорошенькой и очень скромной. Так как Кунигунда имела
большую склонность к знаниям, то она, затаив дыхание, принялась наблюдать все повторяемые
опыты, свидетельницею которых она стала. Она поняла достаточно ясно доказательства
доктора, усвоила их связь и последовательность и ушла взволнованная, задумчивая, вся полная
стремления к знанию, мечтая о том, чтобы она могла стать предметом опыта, убедительного для
юного Кандида так же, как и для нее.
Она встретила Кандида, возвращаясь в замок, и покраснела; Кандид покраснел тоже. Она
поздоровалась с ним трепетным от волнения голосом, и смущенный Кандид ответил ей что-то,
чего и сам не понял. На другой день, после обеда, когда все вставали из-за стола, Кунигунда и Кандид
очутились за ширмами. Кунигунда уронила платок, Кандид его поднял, она с невинным видом пожала
руку Кандида. Юноша с невинным видом поцеловал руку молодой баронессы с живостью, с
чувством, с особенною нежностью; их губы встретились, и глаза их горели, и колена их были
трепетны, и руки их блуждали. Барон Тундер-тен-Тронк проходил близ ширм и, уяснив себе причины
и следствия, здоровым пинком вышвырнул Кандида из замка. Кунигунда упала в обморок; как только
она очнулась, баронесса надавала ей пощечин; и было смятение в прекраснейшем и приятнейшем из
всех возможных замков.
Вольтер
[Перевод Ф. Сологуба]
МЕТОД SQ-3R:
СТРАТЕГИЯ ДЛЯ СЕРЬЕЗНОГО ЧТЕНИЯ
Во время второй мировой войны к этому методу прибегали для быстрого развития способностей к
учебе. Его цель — «дать возможность учиться лучше, быстрее, с большей эффективностью». Метод
оказался настолько полезным, что вошел в учебные программы многих колледжей и университетов
США. Как утверждают, он дает припоминание 80% материала спустя 8 часов против обычных в
среднем 20%. Этот метод противодействует забвению, заостряя ваше внимание на сути изучаемого,
так что вы сразу выделяете основные идеи и при повторном просмотре текста уже держите в уме его
структурную композицию. Он основан на упомянутых ранее принципах, но при этом в нем еще точно
предусмотрен ряд этапов, сокращенно записываемых как SQ-3R:
S (survoler) — бегло ознакомиться 
Q (questionner) — задавать вопросы
Дгер¸гег) — делать отметки при чтении 
3R I (reciter) — пересказать словами
Hrevoir) — просмотреть повторно
VIII. ЧТЕНИЕ ПО МЕТОДУ SQ-3R
Выберите интересный вам текст или книгу. Важно, чтобы мотивы, побуждающие вас к чтению,
были как можно сильнее — для большей концентрации внимания. Вначале вы можете использовать
тексты, приведенные в этой главе, или по собственному выбору изучать одну из глав этой книги,
например главу 2 («Как работает память»). Применяйте метод в соответствии со сказанным ниже.
Бегло просмотрите текст для выявления его главной мысли.
Поставьте вопросы, т.е. переформулируйте подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем
при чтении текста ищите на них ответы.
Hosted by uCoz