ту информацию, которая кажется нам особенно интересной. Любознательный ум непрерывно
размышляет, укрепляя таким образом прежние воспоминания с помощью новых ассоциаций. Именно
в таком непрерывном отборе сведений состоит наша культура: мы представляем собой то, что
вобрали в активный, доступный в любой момент регистр нашей памяти. Наше «я» это то, что мы
думаем, говорим, делаем, едим, и все это вместе отражает как состояние всей нашей культуры, так и
нашу индивидуальность.
Непосредственная (сенсорная) память сохраняет следы от впечатлений, полученных в
предшествующие мгновения. Ухудшается она редко, так как здесь нет надобности в прочной записи,
а извлечение информации происходит автоматически и притом почти одновременно с самим
восприятием, так что забыть просто нет времени. Хороший пример использования такого процесса
печатание на пишущей машинке. При чтении текста слово запоминается лишь на время, необходимое
для его воспроизведения на клавиатуре (обычно менее секунды); потом оно забывается, его место
занимает следующее слово и т.д. Интересно отметить, что у людей, страдающих амнезией,
непосредственная память обычно не нарушена; к сожалению, она не может заменить
долговременную память.
Кратковременная память сохраняет информацию примерно до 5 секунд. Это оперативная
(рабочая) память, в которой удерживается не более семи элементов, своего рода камера хранения с
семью ячейками. Она действует по принципу картотеки ссылок, с помощью которой можно извлечь
более подробную информацию. Эти семь ячеек могут содержать в себе понятия или идеи, способные
в свою очередь пробуждать ассоциации и реминисценции. Содержимое кратковременной памяти
сохраняется дольше лишь при непрерывном повторении. Примером тому служит повторное
набирание номера телефона, когда вы не можете куда-то дозвониться. Вы должны мысленно
повторять номер, пока его не наберете.
Оба упомянутых типа памяти не нуждаются в сложном мыслительном процессе, поэтому они
поверхностны и чувствительны к посторонним вмешательствам. Если вас прервать в момент, когда
вы печатаете фразу или набираете номер телефона, вам придется воспроизвести все с начала.
Долговременная память требует более длительных процедур и сложных мысленных операций.
Срок ее действия может сильно варьировать. В долговременную память сознательно производится
запись существенной для нас информации. Это называется семантическим кодированием и
подразумевает включение записываемой новой информации в определ¸нный контекст в соответствии
с ее смыслом. Без долговременной памяти обучение стало бы невозможным. Всякое новое знание в
той или иной мере связано с тем, что уже известно, наш ум здесь не только прибегает к
механическому повторению, как в случае кратковременного запоминания, но стремится установить
связи и интерпретировать новую информацию в свете уже имеющейся старой. Например, когда
актеры разучивают роли, они сначала тщательно анализируют текст, а затем на этой основе
воспроизводят сцену, привнося в нее свои эмоции, мимику и другие элементы своей культуры.
Четкая запись в памяти новых знаний требует времени, концентрации внимания и глубоких
размышлений. Некоторые люди обладают особым даром удачно организовывать элементы
информации для их лучшего запоминания, а те, кто к тому же и наблюдательны, легко привлекают
воображение для поиска подходящих ассоциаций. Увы, чаще всего это не происходит само собой,
однако этому можно научиться и таким образом улучшить свою память.
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ПАМЯТИ
В своей теории памяти Платон использовал метафору: он сравнивал память с восковой дощечкой,
от качества которой зависит, насколько хорошо можно делать на ней записи. Согласно Платону,
хорошая или плохая память дается нам от рождения. Как полагали в древнем мире, судьба человека
определяется волей богов и в ней мало что можно изменить. Понятно, что при таких представлениях
память воспринималась как врожденный дар. Платон не пояснил, чтб с его точки зрения может быть
«воском хорошего качества» или как сводятся воедино все записанные на нем воспоминания. Однако
в мире, где устная традиция была очень сильна (до изобретения книгопечатания народы в основном
полагались на память, передавая культурное наследие в виде повестей и баллад об исторических
|