ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
Обработка информации (стимул ответ)
Информация, которую мы желаем запомнить, подвергается в нашей голове обработке, которую
называют «кодированием». Модель обработки информации представляет собой модель типа стимул
ответ, в которой стимул это внешний сигнал, воспринимаемый нашими органами чувств.
Стимул регистрируется, а затем «укладывается» определенным образом в систему следов памяти. В
дальнейшем при появлении нового стимула ответная реакция может происходить уже с учетом ранее
записанной информации. Иными словами, всякое впечатление попадает в мозг через органы чувств:
мы что-то видим, слышим, ощущаем вкус, обоняем или осязаем. Внешние стимулы постоянно
поддерживают нас в состоянии бодрствования. Зная все это, можно сильно увеличить свои шансы на
вспоминание чего-либо: нужно лишь усилить преднамеренно выбранные стимулы, с которыми мы
наверняка встретимся, когда нам потребуется вспомнить о данном предмете, обстоятельстве и т.п.
Система стимул ответ работает следующим образом: мозг воспринимает некий стимул, этот
стимул регистрируется в памяти, а затем какой-то второй стимул или сигнал приводит в действие
механизм извлечения информации о первом.
Степень детализации при кодировании
Чем большей предварительной обработке подвергается информация, тем правильнее она
записывается. Глубокая мысль остается в памяти гораздо дольше, чем мимолетное или
поверхностное суждение. Всякую новую мысль, еще не подвергнутую углубленной разработке,
следует фиксировать письменно: она еще не вплетена в общую ткань ваших размышлений, не
вписана в некий контекст, а поэтому хрупка и легко может изгладиться из памяти. Для улучшения
обработки новой информации очень важно устанавливать мысленные связи и структурировать новые
сведения. Для большей уверенности в запоминании информации чаще всего прибегают к
повторению. Однако этот метод воздействует на память механически и поверхностно, и плоды его
ощутимы лишь короткое время, если не дополнить его более сложными мысленными операциями,
оставляющими более глубокие и упорядоченные следы. Этим объясняется, почему дети так легко
забывают то, что они заучили наизусть без подлинного понимания смысла и установления связи с
реальной жизнью, т.е. глубокого усвоения. Чтобы подвергнуть информацию основательной
обработке и закодировать ее для длительного хранения, важно произвести целый ряд мысленных
операций: прокомментировать новые данные, оценить их значение, поставить вопросы, с чем-то
сопоставить и сравнить. Такое развитие сети ассоциаций, как эмоциональных, так и
интеллектуальных, повышает эффективность запоминания вы это увидите позже, проделав
соответствующие упражнения.
Наряду с этим формирование следов в памяти существенно зависит от настроения и окружающей
обстановки. Мы склонны вспоминать что-то пережитое в определенной обстановке, когда попадаем в
нее снова. Воспоминания давних времен нередко возбуждают в нас живые эмоции. События, которые
нас сильно волновали, оставляют в памяти более глубокий след, чем события нейтрального
характера. Каждый из нас окрашивает стимулы, поступающие извне, своими эмоциями и культурным
контекстом. Как говорит Гамлет: «Ничто само по себе ни дурно, ни хорошо, таковым делает его наша
мысль». Мы постоянно интерпретируем мир вокруг себя: мы его воспринимаем, а затем пропускаем
получаемую информацию через собственные фильтры. Вот почему столь разнятся показания
свидетелей, наблюдавших одно и то же происшествие. Как заметила психолог Элизабет Лофтус, «мы
сами вырабатываем свои воспоминания», придавая им форму, свойственную нашей личности. Память
функция творческая, и наше сознание может принять в ней гораздо больше участия, чем это
обычно бывает в действительности.
Временные рамки (зависимости и связи)
Наша жизнь протекает во временных рамках, и то же самое относится к нашим воспоминаниям.
Одни впечатления сохраняются лишь несколько секунд или минут, другие месяцы и годы. Как
«сказал Эдуард Эррио: «Культура это то, что остается, когда все
конкретные сведения уже забыты». В действительности, по-видимому, происходит некий процесс
отбора, разделяющий то, что предназначено для кратковременного запоминания, и то, что должно
храниться в памяти долго. Этот отбор может идти как бессознательно, так и с участием сознания,
если мы уделяем особое внимание определенным стимулам и стараемся фиксировать в памяти лишь
|