Navigation bar
  Print document Start Previous page
 47 of 126 
Next page End  

художники, фотографы, декораторы, кинематографисты, ремесленники и многие другие, работающие
со зрительными образами, используют ее профессионально, но только «мнемонисты», люди с
феноменальной памятью, раскрывают ее возможности полностью во всех случаях жизни для
запоминания самой различной информации. Они придают структуру разного рода мнестическим
системам с помощью образных ассоциаций. Как показали многолетние научные исследования,
каждому из нас под силу развивать свою способность к зрительному запоминанию в любом возрасте
— у всех потенциально есть наклонность к построению зрительных образов. Много примеров тому
вы найдете в главах о воссоздании таких образов и о рассеянности. Вот один пример, связывающий
зрительную и кинестетическую память. Предположим, вы хотите запомнить, что хорошо закрыли
двери и окна перед уходом. Тогда обходите весь дом в определенной последовательности и, переходя
из комнаты в комнату, закрывайте окна и двери определенными движениями. Для каждого из этих
движений создайте свой мысленный «штамп». Тогда вы обнаружите, что каждый уголок вашего дома
имеет какую-то особенность: при закрывании усилия будут в разных местах различными. Например,
вы заметите, что «окно в голубой комнате сейчас закрыто, до него всегда так трудно добираться из-за
стоящего перед ним письменного стола!» На чувственном уровне ваша память в точности сохранит
все движения, которые вы делали сознательно.
Я выбирала примеры, касающиеся трех главных чувств, но вкус и осязание тоже могут
значительно увеличить шансы на вспоминание. Чем больше чувств принимает участие в записи
следов памяти, тем проще извлечение информации. Это немного напоминает «рыбалку» с
опознавательными знаками-подсказками в качестве крючков для ловли воспоминаний. Когда вы
забрасываете удочку с пятью крючками, у вас больше шансов поймать рыбу, не правда ли? Так же
обстоит дело и с памятью. Нужно шире привлекать чувственные знаки-подсказки, и вы сами будете
поражены результатами.
Люди, наделенные синестезией, испытывают ощущения смешанного качества, например звуки
могут восприниматься окрашенными. Большую роль в возникновении ассоциаций у них играет
воображение.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ
1. Привлечение чувств первый шаг в стимуляции деятельности мозга и развития памяти. Если
нечего записать в память, то нечего и вспомнить. Убедитесь в том, что вы не браните память
понапрасну, когда на самом деле вам не хватает внимания.
2. Отложите книгу и на практике дайте простор для проявления своих способностей к восприятию:
смотрите, слушайте, трогайте, пробуйте на вкус, принюхивайтесь, двигайтесь. Сознательным
использованием органов чувств вы вовлечете в процесс запоминания чувственную (сенсорную)
память и тем самым компенсируете возрастные ухудшения в сенсорных функциях.
3. Наилучший результат дает сочетание всех видов чувственного восприятия.
УПРАЖНЕНИЯ
I. ОСОЗНАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Для этого упражнения вам потребуются листок бумаги, карандаши, секундомер (или часы). На
рис. 6-1 представлены 12 изображений. Внимательно разглядывайте рисунки первой строки, закрыв
остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали ваше внимание. Спустя 30 секунд закройте
целиком всю страницу и по памяти нарисуйте предметы первой строки. Затем сравните, насколько
точно ваши рисунки воспроизводят изображения в книге. Перейдите к следующей строке. И наконец,
бросьте сами себе вызов, проделав такое же упражнение с двумя последними строками
одновременно!
Hosted by uCoz