если ее выполнение приятно, как приятны, скажем, игра в карты или чтение хорошей книги. Это
относится и к работе механизма памяти.
В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес. Согласитесь, никто не забывает
поесть или пойти на работу, так как без этого не прожить. Вознаграждение в данном случае очевидно
и превосходит неудобства. Потребность и интерес создают мотивацию, необходимую для
привлечения внимания и для концентрации его на том, что желательно запомнить. Концентрация
внимания поддерживается самим вниманием, и без нее никак нельзя гарантировать сохранение
следов в памяти. Степень этой концентрации играет важную роль в процессе запоминания. Важна
также работа, совершаемая умом, когда достигнута концентрация внимания. Последнее условие
правильного функционирования памяти состоит в достаточной структурной организации
запоминаемого.
Усвоить сказанное легче, представив механизм функционирования памяти в виде цепи со
следующими звеньями:
Забывание происходит всякий раз при разрыве этой цепи. При появлении какой-либо вещи,
кажущейся нам в данный момент более важной, она всецело захватывает наше внимание и все
остальное отходит на задний план. Обстоятельства жизни, однако, могут заставить нас вспомнить
забытое. Забывание это тоже составная часть функции памяти. Нам приходится мгновенно
забывать многие вещи, чтобы сосредоточить внимание на том, что мы в данный момент собираемся
делать. Хотя, возможно, и грустно об этом думать, но мы забыли большую часть того, что изучали в
школе. Однако мы прекрасно владеем теми из полученных там знаний, которыми пользуемся
ежедневно, например умением читать и считать. Более того, если нам нужно приобрести новые
знания, чтобы, скажем, повысить свою квалификацию, нам легко вспомнить уже забытые основы
знаний, заложенные в нас прежде. Обучение будет менее трудным, так как мы найдем в своей памяти
целую систему знаний или «картотеку ссылок». Нам не придется начинать с нуля, что становится все
труднее с возрастом. Это, несомненно, лучший довод в пользу хорошего образования: речь идет о
подлинном вкладе в формирование типа памяти, который не так легко изменяется под влиянием
возраста или происходящих событий,
памяти узнавания, позволяющей опознавать уже
записанную в нее информацию. Однако при беглом знакомстве с предметом она не всегда
запечатлевается в памяти на длительный срок. Вы не всегда в состоянии вспомнить многие вещи из
числа заученных вами ранее, если вы учили их только ради немедленного использования, как это
бывает, например, при зубрежке перед экзаменом. Как только надобность в этих знаниях прошла, они
исчезают, не оставляя следа. Эти следы в вашей памяти, вспомогательные слова, открывающие
доступ к воспоминанию, могут смазаться или вообще стереться, если информация имеет для вас мало
значения.
Что происходит при забывании? Представляя схему памяти в виде цепи, мы видим, что возможны
три причины разрыва связи между звеньями: 1) отсутствие потребности, интереса или мотивации; 2)
недостаток внимания или концентрации внимания и 3) плохая организация материала. Каждая из
этих причин в отдельности или любое их сочетание может привести к отказу памяти. Почему,
например, беспокойство или депрессия так часто ухудшают работу памяти? Когда мы в подавленном
состоянии, у нас полностью отсутствуют интерес и мотивация, и нам очень трудно сосредоточить
внимание. А когда мы обеспокоены, нашим вниманием владеет предмет беспокойства и мы не
способны воспринимать остальное. Таким образом, без концентрации внимания нельзя ожидать, что
мысль оформится в виде правильной структуры, облегчающей ее извлечение из памяти.
Ваша первая задача состоит в поиске уязвимых мест в звеньях механизма вашей памяти. Раз вы
взялись за эту книгу, то должная мотивация у вас есть, и основная ваша проблема, видимо, связана с
вниманием или с организацией следов памяти. Собственно говоря, единственная Серьезная причина
ваших затруднений состоит, вероятно, в плохой организации запоминаемого материала. Даяде если
вы очень хотите что-то запомнить, очень внимательны и к тому же прилагаете большие усилия,
забывание происходит из-за того, что воспоминания недостаточно четко подготовлены или
классифицированы, чтобы их легко было извлечь. Информация фактически есть, но ее очень трудно
найти. В этом случае вам очень помогут специальные приемы организации структур памяти. Большая
часть жалоб на «дыры в памяти» происходит, однако, от недостатка внимания. Если вначале ничего
|