Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 126 
Next page End  

если ее выполнение приятно, как приятны, скажем, игра в карты или чтение хорошей книги. Это
относится и к работе механизма памяти.
В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес. Согласитесь, никто не забывает
поесть или пойти на работу, так как без этого не прожить. Вознаграждение в данном случае очевидно
и превосходит неудобства. Потребность и интерес создают мотивацию, необходимую для
привлечения внимания и для концентрации его на том, что желательно запомнить. Концентрация
внимания поддерживается самим вниманием, и без нее никак нельзя гарантировать сохранение
следов в памяти. Степень этой концентрации играет важную роль в процессе запоминания. Важна
также работа, совершаемая умом, когда достигнута концентрация внимания. Последнее условие
правильного функционирования памяти состоит в достаточной структурной организации
запоминаемого.
Усвоить сказанное легче, представив механизм функционирования памяти в виде цепи со
следующими звеньями:
Забывание происходит всякий раз при разрыве этой цепи. При появлении какой-либо вещи,
кажущейся нам в данный момент более важной, она всецело захватывает наше внимание и все
остальное отходит на задний план. Обстоятельства жизни, однако, могут заставить нас вспомнить
забытое. Забывание — это тоже составная часть функции памяти. Нам приходится мгновенно
забывать многие вещи, чтобы сосредоточить внимание на том, что мы в данный момент собираемся
делать. Хотя, возможно, и грустно об этом думать, но мы забыли большую часть того, что изучали в
школе. Однако мы прекрасно владеем теми из полученных там знаний, которыми пользуемся
ежедневно, например умением читать и считать. Более того, если нам нужно приобрести новые
знания, чтобы, скажем, повысить свою квалификацию, нам легко вспомнить уже забытые основы
знаний, заложенные в нас прежде. Обучение будет менее трудным, так как мы найдем в своей памяти
целую систему знаний или «картотеку ссылок». Нам не придется начинать с нуля, что становится все
труднее с возрастом. Это, несомненно, лучший довод в пользу хорошего образования: речь идет о
подлинном вкладе в формирование типа памяти, который не так легко изменяется под влиянием
возраста или происходящих событий, —
памяти узнавания, позволяющей опознавать уже
записанную в нее информацию. Однако при беглом знакомстве с предметом она не всегда
запечатлевается в памяти на длительный срок. Вы не всегда в состоянии вспомнить многие вещи из
числа заученных вами ранее, если вы учили их только ради немедленного использования, как это
бывает, например, при зубрежке перед экзаменом. Как только надобность в этих знаниях прошла, они
исчезают, не оставляя следа. Эти следы в вашей памяти, вспомогательные слова, открывающие
доступ к воспоминанию, могут смазаться или вообще стереться, если информация имеет для вас мало
значения.
Что происходит при забывании? Представляя схему памяти в виде цепи, мы видим, что возможны
три причины разрыва связи между звеньями: 1) отсутствие потребности, интереса или мотивации; 2)
недостаток внимания или концентрации внимания и 3) плохая организация материала. Каждая из
этих причин в отдельности или любое их сочетание может привести к отказу памяти. Почему,
например, беспокойство или депрессия так часто ухудшают работу памяти? Когда мы в подавленном
состоянии, у нас полностью отсутствуют интерес и мотивация, и нам очень трудно сосредоточить
внимание. А когда мы обеспокоены, нашим вниманием владеет предмет беспокойства и мы не
способны воспринимать остальное. Таким образом, без концентрации внимания нельзя ожидать, что
мысль оформится в виде правильной структуры, облегчающей ее извлечение из памяти.
Ваша первая задача состоит в поиске уязвимых мест в звеньях механизма вашей памяти. Раз вы
взялись за эту книгу, то должная мотивация у вас есть, и основная ваша проблема, видимо, связана с
вниманием или с организацией следов памяти. Собственно говоря, единственная Серьезная причина
ваших затруднений состоит, вероятно, в плохой организации запоминаемого материала. Даяде если
вы очень хотите что-то запомнить, очень внимательны и к тому же прилагаете большие усилия,
забывание происходит из-за того, что воспоминания недостаточно четко подготовлены или
классифицированы, чтобы их легко было извлечь. Информация фактически есть, но ее очень трудно
найти. В этом случае вам очень помогут специальные приемы организации структур памяти. Большая
часть жалоб на «дыры в памяти» происходит, однако, от недостатка внимания. Если вначале ничего
Hosted by uCoz