не было записано, то нечего и вспоминать! Но как быть уверенным, что вы хорошо записали что-то в
памяти? Абсолютно уверенным быть нельзя, но вы можете получить об этом достаточное
представление, анализируя условия, в которых вы пытались записать информацию. Чтобы хорошо
понять «сбои» своей памяти, вам надо знать, как ваше окружение и ваши эмоции влияют на качество
записи информации. Когда вы находитесь во власти эмоций или же обстановка не позволяет вам
удерживать внимание, ожидайте ослабления работы памяти. Это происходит в случаях, если
вы спешите;
вы обеспокоены или озабочены;
на вас давят обстоятельства;
вы рассеянны;
вас прерывают;
возникают отвлекающие факторы или отклонения от темы;
вами владеют эмоции (возбуждение, эйфория, депрессия);
вы поглощены другим делом;
вы устали или вас клонит ко сну (под действием алкогольных напитков или лекарств);
вы вновь находитесь в знакомых местах;
вы совершаете автоматические действия;
действуете по привычке;
то, что вы должны запомнить, не имеет для вас значения.
Думать, что при таких условиях ваша память сможет правильно функционировать, значило бы
верить в чудо! Рассчитывать на это не приходится, и вам не в чем обвинить свою память, если вы
оказались не в состоянии сосредоточить внимание или вам не хватило времени упорядочить
информацию. Не всегда можно подавить беспокойство, преодолеть рассеянность или избежать
спешки. Поэтому не будьте слишком требовательны к себе; вы можете разве что попытаться
изменить ситуацию, т.е. остановиться, расслабиться, сконцентрировать внимание, но иногда это
совершенно невозможно, как, скажем, в случае, когда вы опаздываете на поезд.
Как молодые люди, так и люди среднего и старшего возраста подчас попадают в обстоятельства, в
которых легко что-нибудь забыть. Никогда не спешите выносить своей памяти суровый приговор.
Говорите не «я забыл», а в зависимости от ситуации «я не могу сейчас вспомнить», «я не обратил
внимания», «я вас не слышал», «я не слушал», «я не зафиксировал в памяти» или «я не старался как
следует вспомнить». Тем самым, варьируя свой лексикон, вы будете указывать на разные возможные
причины своей забывчивости. Чувство неловкости вас оставит, и вы перестанете пенять на свою
память по первому попавшемуся поводу. Нужно радоваться всякий раз, когда вы вовремя о чем-либо
спохватываетесь например, захлопывая дверцу автомашины, вспоминаете, что оставили пальто
внутри. Дверцу вы захлопнули рефлекторно, и рефлекс сработал так быстро, что у вас не было
времени остановиться и подумать. В этой ситуации вы могли вспомнить о пальто лишь постфактум,
захлопнув дверцу. Как ни странно, но часто говорят «я забыл» как раз в тот момент, когда о чем-то
вспоминают. Мы столь нетерпеливы, что фактически не оставляем своей памяти никаких шансов
получить похвалу. Скорее следовало бы поздравить себя, говоря: «Как хорошо, что я об этом
вспомнил пусть даже для этого потребовалось несколько секунд». Оставьте слово «забыть» для
случаев с серьезными последствиями. Чем больше вы будете знать о функционировании памяти, тем
легче вам будет иметь с ней дело. Эта книга поможет вам обрести больший контроль над своей
памятью путем сознательной обработки запоминаемого материала; а методы его организации,
которыми вы вскоре овладеете, существенно облегчат вам извлечение нужных сведений из памяти.
ЗАПИСЬ ИНФОРМАЦИИ В ПАМЯТИ
Представьте себе, что вы хотите записать какой-нибудь текст или песню на магнитофон. Прежде
всего вы должны убедиться в том, что ваш аппарат работает исправно. (Аналогичным образом врач
должен проверить, нет ли в вашем мозгу патологических к счастью, очень редких изменений,
ответственных за серьезные нарушения памяти.) Далее вы должны проконтролировать все источники
шумовых помех, которые могут испортить вашу запись; а в случае запоминания вам нужно будет
отбросить все мысли, не имеющие прямого отношения к тому, что вы хотите зафиксировать в
памяти. В основе запоминания лежит концентрация внимания. Вы должны сосредоточить
внимание на запоминаемом предмете и уделить ему достаточно времени. Если вы разовьете вашу
зрительную память, то будете легко воспроизводить очень яркие мысленные образы того, что
|