хотите запечатлеть в памяти. В создании таких образов участвуют все наши чувства. А как часто мы
фактически не воспринимаем то, что видят наши глаза, слышим краем уха, не слушая, не осозна¸м
полностью своих ощущений! Развивая внимание, вы одновременно активизируете свои чувственные
и интеллектуальные способности. Создание мысленных образов требует как воображения, так и
интеллекта. Ассоциируя с наличным чувственным восприятием некоторый образ, вы улучшите
качество записи информации в памяти: ассоциация
третья ключевая предпосылка хорошего
запоминания.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ПАМЯТИ
Чем четче информация записана, тем легче ее отыскать. Как уже говорилось, хорошую запись
обеспечивают три условия: концентрация (внимания), образ, ассоциация. Какова при этом роль
ассоциаций? Если в данный момент вы вспомнили что-то, о чем не могли вспомнить раньше, это
значит, что какая-то внешняя причина или ваша собственная мысль вызвала у вас ассоциацию с
забытой вещью. Когда вы что-нибудь видите, слышите, трогаете, ощущаете какой-либо вкус или
запах и одновременно вспоминаете о чем-то другом (о месте, человеке, чувстве), вы реагируете на
некий стимул. При этом воспоминания всплывают сами по себе независимо от вашей воли, и, как в
цепной реакции, одно пробуждает другое. Вы можете добиться определенного контроля над
механизмом вызова воспоминаний из памяти, удачно подбирая стимулы для создания ассоциаций
(эта книга в дальнейшем познакомит вас с деталями такого подхода). Например, если вы часто
забываете взять с собой зонтик, попробуйте использовать следующий прием. Выходя из дому, вы
всякий раз переступаете порог входной двери. Так вот, подумайте об этой двери и представьте ее
себе, мысленно поместив в ее проеме ваш широко раскрытый зонтик. На несколько мгновений
задержите в уме эту комбинацию образов. В следующий раз, когда вы увидите входную дверь, зонтик
сам всплывет в вашей памяти. Подбирая ассоциацию к нужному образу, старайтесь найти такой
стимул, с которым вы неизбежно в надлежащий момент столкнетесь: он послужит как бы
включателем мысленного образа вещи, о которой необходимо вспомнить. Секрет успеха в
приведенном примере кроется в 10 секундах, в течение которых человек представляет себе два
предмета, объединенные в один образ.
Формирование мысленных образов и их ассоциаций облегчает процессы вспоминания самое
слабое звено всей цепи: оно прежде всего обеспечивает очень надежную запись информации в
долговременной памяти, а также снабжает следы «адресами» для их розыска. С возрастом найти в
памяти нужную информацию становится все труднее. Описанные далее методы помогут вам
упорядочивать систему следов и их поиск. Как показывают исследования, ответственность за сбои
памяти несет, как правило, не столько плохое сохранение информации, сколько система доступа к
ней. Спонтанное вспоминание дает посредственные результаты, в то время как хорошо
организованный механизм поиска нужных следов гораздо эффективнее. Хорошую гарантию того, что
следы легко будет найти, дает и снабжение их «адресами для поиска» в самый момент записи.
Искусство хорошо пользоваться памятью состоит в умении удачно подбирать эти адреса, желательно
в виде зрительных ассоциаций.
Описанные в книге методы основаны на принципе, что хорошая память не столько врожденный
дар, сколько умелое его использование. Даже талантливым артистам приходится упражняться, так
как талант заложен в нас лишь потенциально. Как гласит пословица, «кузнецом становятся в
кузнице».
КРА ТКИЙ КОНСПЕКТ
1. Цепь
Чтобы улучшить свою память, необходимо понять, как действует ее механизм, что ему
препятствует, а что облегчает работу. Этот механизм можно представить в виде цепи, между
звеньями которой иногда происходят разрывы, приводящие к ухудшению памяти.
|