переосмысления. За ним следует покаяние, психологический смысл которого заключается
в проникновении в мотивы своего поступка, в отыскании его корней и истоков.
Осуществляемый индивидуально, этот процесс может быть сколь угодно глубоким, но
внутри себя он не содержит никаких критериев истинности, не знает, на какой из
возможных трактовок остановиться, грозит уйти в дурную бесконечность непрерывных
рефлексивных обращений, и только в диалогической форме исповеди он может быть
позитивно завершен. Раскольников лредлагает на суд Сони несколько вполне
психологически достоверных объяснений своего преступления, которые она (да и сам он)
тем не менее отвергает, пока дело не доходит до осознания героем, что он "только
осмелиться захотел":
"Не для того, чтобы матери помочь, я. убил вздор! Не для того я убил, чтобы, получив
средства и власть, сделаться благодетелем человечества... И не деньги, главное, нужны
мне были, Соня, когда я убил... Мне надо были узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я,
как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и
взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею..."
Но почему именно это "осмелиться "захотел" вскриком Сони ("О, молчите, молчите... От
бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!...") признается подлинным и
последним объяснением? Потому, что "дальше некуда", потому что в этом объяснении
самое страшное с точки зрения христианского сознания "гордыня" начало и источник
всякого греха.
В итоге исповеди герой принимает (хотя и не окончательно) Сонино отношение к
преступлению, тем самым входя в схематизм уже не со стороны блаженства, а со стороны
вины и одновременно отделяя себя от преступления, разотождествляясь с ним
("...старушенку эту черт убил, а не я"). Не только само убийство, но и его истоки и
следствия стремление "быть над и вне людей", преобладающее ощущение смерти,
разложение личности, замкнутость и скрытность все это имплицитно содержится в
религиозном представлении о греховности. Каково значение осознания "греховности" с
психологической точки зрения? Сам факт убийства был для Раскольникова
бессмысленным, от него не было никакого пути. От осознания его как преступления был
путь к признанию в преступлении и принятию социального наказания. Осознание его как
"греховного" привело к ценностному осуждению поступка и открыло осмысленную для
героя перспективу преодоления его истоков и следствий.
Поскольку психологической почвой "теории" и преступления Раскольникова была
установка "быть над людьми" (= "гордыня"), необходимо было в целях восстановления
личности разрушить эту установку. Отсюда становится понятной вертикальная
ориентированность начала искупительного пути Раскольникова от имевшей такие
пагубные последствия вознесенности в "над" "вниз", символически выразившаяся в трех
поцелуях: сначала ноги Сонечки, этого самого "приниженного существа", потом ног
матери и, наконец, земли по совету Сони: "Поди..., стань на перекрестке, поклонись
(сверху вниз. Ф.В.), поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись
всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: "Я убил!" Тогда бог опять тебе
жизнь пошлет". Это одновременно предельное размыкание психологического
пространства тайна должна быть "опубликована" на "площади", только отсюда, из
стихии народного низа и возможно подлинное возрождение к жизни". (24)
В результате всех этих действий сознанию Раскольникова удается время от времени
подключаться к "схематизму", каждый раз все глубже и глубже проникая в него.
|