Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 120 
Next page End  

Субъективно это проникновение выражается в "размягчающем душу" чувстве, в
предчувствии радикальных перемен в себе, в ясности, просветленности сознания. 
Однако старое строение сознания сопротивляется этим переменам. Происходит борьба
двух систем сознания, старой и новой, за право определять мировосприятие и
мироощущение героя. В некоторые моменты наблюдается своеобразная диффузия этих
систем, когда в одной мысли, высказывании, настроении Раскольникова соприсутствуют и
идеологически противостоят друг другу идеи и ощущения обеих систем. Иногда
происходят резкие скачки из одной системы в другую (ощутив "едкую ненависть" к Соне,
Раскольников в следующий же момент понимает, что это была любовь и он просто принял
одно чувство за другое). Даже на каторге, которая в новой структуре должна была
осмысляться как искупление вины через страдание, борьба двух структур ослабевает
очень медленно. И только в самом конце романа, когда Раскольников действительно
полюбил Соню, происходит перелом в этой борьбе, и только тогда кончается предыстория
и начинается "история постепенного обновления человека, история постепенного
перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой..." 
*   *
Стоит ли говорить, что пример переживания Раскольникова и в силу литературной
условности, и в силу нетипичности для современной действительности его содержания не
может быть основой широких обобщений. Однако общеизвестность материала и
психологическая проницательность Достоевского делают этот пример очень удобной
иллюстрацией многих механизмов переживания. Поэтому мы сочли возможным
завершить исследование развернутым анализом этого единичного случая, стремясь, с
одной стороны, оставить в сознании читателя живое впечатление всей сложности
внутренней динамики деятельности переживания, не сводимой к автоматическому
срабатыванию "защитных механизмов", и, с другой стороны, продемонстрировать, что
введенные теоретические средства позволяют даже такую сложную для объективно-
психологического подхода вещь, как религиозное переживание, включить в сферу строго
научного психологического объяснения. 
Заключение
Завершая книгу, попытаемся дать себе отчет в том, что удалось в ней сделать и какие,
поднятые ходом исследования проблемы и вопросы, остались без ответа. 
Основной результат работы, как он видится автору, состоит во введении и разработке
категориального комплекса "критическая ситуация – переживание". Введение категории
критической ситуации позволило разрозненные психологические представления о стрессе,
фрустрации, конфликте и кризисе синтезировать в целостную, внутренне
дифференцированную конструкцию, различающую эти экстремальные ситуации не как
эмпирические "вещи", а как теоретические типы. Различаются они главным образом по
тем внутренним необходимостям жизни, реализация которых в данных условиях
психологически невозможна. 
Переживание не ведет непосредственно к реализации этих необходимостей, оно
направлено на восстановление психологической возможности деятельности по их
реализации. Если уподобить критическую ситуацию падению бегущего человека, то
переживанию будут соответствовать усилия, потраченные им для того, чтобы встать на
ноги и получить тем самым возможность снова продолжить бег. Этот образ кажется
подходящим лишь для внешней деятельности, но он применим и по отношению к
Hosted by uCoz