воспроизводилась и даже развивалась. Без культивирования личностной формы общество не
может существовать.
Говоря гегелевским языком, здесь обнаруживается утонченная «хитрость мирового разума»,
который дает каждому человеку шанс испытать себя на личностном поприще, но не дает
массе людей воспользоваться плодами этого испытания. Но этот шанс у людей все-таки
остается, и они иногда добиваются в его реализации впечатляющих результатов.
§ 3. Отчужденная социальность и перспективы ее освоения
Итак, отчуждение оказывается одной из сторон процесса, другой стороной которого является
освоение или присвоение людьми условий, форм деятельности, ее результатов,
разнообразных качеств, явленных и скрытых в природных и общественных вещах.
Освоение всех этих качеств представляет собой особую проблему; особенность ее, однако, в
том, что это уже проблема личности.
Какие бы практические и духовные абстракции ни господствовали над людьми, они не могут
сами собой реализовываться и т.п. Для того чтобы действовать, они должны «перевестись»
на язык личностного бытия, на язык личностных форм человеческого существования. Нельзя
из простых функций скомбинировать сколь угодно сложную деятельность, где личность
фактически будет ненужной. Развенчание этого тезиса в литературе породило целое
семейство антиутопий.
Современные представления об органической и организованной сложности подтверждают
узость такого тезиса. Значимость этих представлений обусловлена двумя рядами событий. С
одной стороны, попытки реализовать эту идею как чисто техническую задачу создания
чистой социальности, лишенной всяких признаков личностного бытия людей; оплаченные
миллионами жертв, эти социальные эксперименты дали отрицательный результат. С другой
стороны, это современные ресурсные проблемы, понимаемые широко как проблемы
интенсивного, качественного использования природных и человеческих ресурсов.
Перспективы решения этих проблем оказываются в значительной степени связаны с
возможностями людей освоить отчужденные от них практические и теоретические
абстракции: обезличенные и дегуманизированные социальные качества, «самодействующие»
стандарты поведения и мышления, социальные регулярности, возведенные в ранг
культурных универсалий.
Дело, разумеется, не в том, что отчуждение начинает сниматься как бы автоматически;
инерция отчужденных форм чрезвычайно велика, и в этом, может быть, главная трудность
их преодоления. Дело в том, что реорганизация и усложнение социальности далее
невозможно без развития личностей. Обнаруживается зависимость социальности от
индивидного развития людей, воплощенность социальности в личностном бытии. А это
определенная перспектива, определенная возможность, далекая от реализации, но
намечающая конкретные средства и силы такой реализации. Освещение проблемы, даваемое
этой перспективой, позволяет по-иному взглянуть и на прежние исторические формы,
увидеть, например, в отношениях личной зависимости не только механику отчуждения от
человека его физических сил и результатов деятельности, но и отчуждение самого его
личностного процесса, «отнятие» у него способности к самостоятельному человеческому
бытию, самостоятельному индивидному действию и решению.
Совершенно иначе можно взглянуть и на недостаточное развитие личности, обнаруживаемое
на фоне нарастающей сложности технологических, экономических, организационных и
образовательных проблем. В ряде случаев личностная недостаточность оказывается либо
следствием, либо причиной уклонения человека от организационной ответственности,
возлагаемой на него возрастающей социальной сложностью. Человек «не берет себе», а,
наоборот, «отдает другим» свою ответственность, свое решение, свою информированность.
Он вроде бы остается в натуральной форме человеческого индивида, но сам личностный
|