35
3.5.1. Чтение книги в режиме «Сатори».
3.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы ¹ 2 для тренировки памяти.
3.6. Отчет по уроку 3.
3.1. Теория
Проблема развития и тренировки памяти предполагает комплексный подход. Самое
большое значение в решении этой задачи имеет визуализация мышления. Хотим напомнить,
что л программе «Доминанта 2000-го года» мы с вами обсуждали эти проблемы.
В предыдущем уроке мы рассмотрели особенности работы левого и правого полушарий.
Невербальное образное мышление тот вид мышления, который более продуктивен, более
совершенен. Все творческие процессы совершаются именно иа этом уровне. К сожалению,
есть основания предполагать, что у большинства людей активность названного вида
мышления чрезвычайно мала. Наша задача использовать средства активизации именно
этой части нашего интеллекта. Мы решаем поставленную задачу, постепенно наращивая
темпы, увеличивая нагрузку на те сферы мышления, которые отвечают за невербальное
образное мышление. Мы хотим познакомить вас с двумя направлениями в области
визуализации мышления, которые, возможно, вам известны и роль которых в развитии и
видеотренинге памяти исключительно велика, это эйдетизм и синестезия.
Эйдетизм это фотографическая память. Люди, обладающие такой памятью, «видят»
свой воспоминания так, словно мозг проецирует их на экран. Человек, обладающий
эйдетическим восприятием, обеспечивает мгновенную фиксацию воспринятой картины,
которая отражается у него как бы на внутреннем экране и хранится некоторое время, в
течение которого происходит считывание. Образно говоря, эйдетик, воспринимая картину,
например, мандалу, удерживает ее иа уровне иконической памяти. А затем можно
представить себе (механизм этого процесса пока неясен), что появляется как бы внутренний
луч, который сканирует эту картину и отправляет ее сразу в долговременную память. Так
кратко можно изложить механизм эйдетической памяти.
Можно ли развивать эйдетическую память или нужно родиться эйдетиком? Однозначного
ответа на этот вопрос сегодня нет. Существует мнение ученых, что эйдетизм в зрелом
возрасте есть состояние, близкое к патологии, хотя 90 % детей в возрасте 1012 лет
обладают эйдетическим восприятием. Это было замечено чрезвычайно давно. Многолетние
наблюдения доказывают справедливость данного факта. Представьте себе такую ситуацию:
средняя школа, 4 класс. Ученик Петя Васечкин сидит за партой, пытаясь скрыть волнение:
как бы не вызвали. И вдруг, о ужас, учитель называет его фамилию. Бросив последний
взгляд на страницу раскрытого учебника,Петя Васечкии идет к доске. И здесь происходит
чудо. Слово в слово он воспроизводит страницу учебника. При этом он как бы видит
внутренним взором всю страницу целиком, включая знаки препинания. Учитель в восторге и
ставит ученику 5. Ученик также чрезвычайно доволен. Подобные факты очень часто имеют
место в этом возрасте, хотя здесь еще должно присутствовать определенное состояние
своего рода стресс, который как бы стимулирует способности к эйдетическому восприятию.
Можно ли развивать в себе такое восприятие? Конечно, можно. Мы ставим перся собой
эту задачу и решаем ее, работая с окном мнемониста.Видеотренинг памяти представляет
собой визуализацию предметов, изображений, текстов. Не случайно вы постоянно слышите в
сеансе медитадии:«Я вижу текст», «я вхожу в него», «Я сливаюсь с ним». Что значит «видеть
текст»? Каждый из вас сам решает эту задачу. Способности человека к восприятию текста
обнаруживаются не в пассивном запоминании, а в творческом, активном восприятии и затем
в воспроизведении исходного текста в любое время. Надо развивать культуру визуального
мышления. Основным вместилищем зрительных образов является правое полушарие.
Именно оно «отвечает» за образное восприятие информации. Зрительное образное
восприятие текстов активизирует работу правого полушария, а значит, способствует
повышению творческой деятельности. Следовательно, нужно активно включать в работу
правое полушарие.
Те упражнения, которые мы предлагаем вам для тренировки памяти, как раз решают эту
задачу. Эйдетическое восприятие, конечно, замечательная вещь, можно развить у себя
|