84
Этот процесс проистекает не сразу, а выборочно, не параллельно, а последовательно.
Все процессы переработки информации осуществляются с помощью алгоритмов,
ответственных за кодирование информации, переповторение с целью увеличения срока
удержания в кратковременной памяти, поиск требуемых адресов хранилищ с целью записи и
считывания текущей текстовой информации. Обратимся снова к уроку 2, в котором
освещается физиология памяти (см.рис. 11). Обратим внимание на рабочий буфер, именно
сюда, как на своеобразную арену действия, поступает вся информация в рабочий буфер
системы памяти. Прожектор (дирижер) луч, исходящий от глаза, манипулирует этой
информацией по специальным программам умственных действий. В процессе восприятия,
обработки и воспроизведения участвуют оба полушария головного мозга. Однако если
сравнивать этот процесс с таким действием, явлением, как подъем, то для левого полушария
это подъем по лестнице, по ступенькам; для правого подъем лифтом. Левое словесно-
логическое полушарие производит дискретный прием информации и соответственно
дискретную ее обработку. Правое образное полушарие обеспечивает
непосредственный, непрерывный подъем информации как бы в лифте и, соответственно,
непрерывную ее обработку.
Естественно, скорость чтения во втором случае будет в десятки раз быстрее. Но суть не
только и не столько в этом, суть в том, что качество восприятия улучшается. Для левого
полушария восприятие происходит сегментарно, поскольку информация ступенчатая,
дискретная, разрозненная. Для правого полушария характерно образное, симультанное (од-
номоментное, одновременное) овладение информацией. Для правого полушария восприятие
проистекает непрерывно. В состоянии, когда отсутствует дискретность, лоскутность мысли,
усиливается осознанная, осмысленная деятельность мозга, улучшается запоминание
информации на положительной эмоциональной волне. Это процесс образного лифтного эф-
фекта интеллектуального овладения информацией.
Большое значение в общей задаче развития памяти имеет способность слушателя
программы «Сатори» саморегулировать свои состояния и использовать психические
резервы. Для этого нужно закреплять, совершенствовать и развивать все, чего вы достигли,
занимаясь по программе «Доминанта 2000-го года», первой ступени Комплексной
программы интеллектуального развития человека. Речь пойдет об известных вам трех фазах
образного восприятия информации.
1-я фаза. Первичное восприятие, антиципация и формирование стратегии.
Антиципация вероятностное прогнозирование. Вам знакомо выражение: «То, что я увижу
сейчас, я уже знаю наперед». Прогноз диктует прожектору очередность освещения главных
мест арены действия, а это обеспечивает формирование зрительного образа.
2-я фаза. Выдвижение гипотез. Непрерывным потоком идет информация. Опираясь на
прогнозы, выдвигается гипотеза. Что же такое непрерывность: непрерывность развития,
мышления, непрерывность в деятельности нашего мозга? Эту непрерывность нужно
сформировать, образовать ее, нужно научиться работать в режиме, когда происходит как бы
«распараллеливание» каналов восприятия. Формируется новая система каналов восприятия,
создаваемая вами в результате тренировок. Пожалуй, наиболее важная задача изменить
внутреннее отношение к тексту. Вспомните, как в медитативной фразе «ТМСатори»
звучат слова: «Я вижу текст. Я вхожу в него. Я сливаюсь с ним». И вот этот процесс
вхождения в текст, слияния с текстом, который дает высокий темп скорости чтения в
соответствии с выдвинутой гипотезой, стал возможен благодаря тому, что зрительный образ
уже сформирован в 1-й фазе.
3-я фаза. Проверка и подтверждение. И наконец, проверка правильности выдвинутой
гипотезы. Подтверждение того, что прочитали. Формирование доминанты.
Таким образом, задача, которая ставится перед вами программой «Сатори», научиться
непрерывному мышлению. Сеансы медитации, комплекс упражнений, направленных на
тренировку и развитие памяти, позволяют вам гармонизировать работу левого и правого
полушарий, добиваться успешного решения этой задачи.
|