ключевого образа внутреннюю картину клиентки резко придвигающийся образ раненого
друга, а не внешний стимул взгляд на часы и обнаружение того, что друг на полчаса
опаздывает. Поскольку этот внутренний образ всегда присутствовал непосредственно перед
тем, как клиентка впадала в панику, это был надежный ключевой стимул для взмаха.
Эта клиентка рассказала, что иногда е¸ внутренняя картина была несколько иной:
гляжу на мир... а там никого нет. Хотя Ричард не делал явного взмаха с этим вторым
образом, для не¸ он был тем же самым, что и первый образ, поэтому она бессознательно
генерализовала взмах также и на него.
Обычно ассоциированный ключевой образ. Если ключевой образ относится к внешним
стимулам реального мира, как, например, изображение вашей руки с сигаретой, он должен
всегда быть ассоциированным, так чтобы он был настолько, насколько возможно, схож с
тем, что вы действительно встретите в реальном мире. Это гарантирует, что стимул из
реального мира запустит механизм взмаха, основанный на внутреннем образе этого же
самого стимула.
Если стимулом является внутренний образ, стабильно запускающий нежелательную
поведенческую реакцию он должен быть в точности таким. Каким человек ощущает его,
когда тот порождает нежелательную реакцию. Одна клиентка жаловалась на ощущение
неадекватности в ряде различных ситуаций. В каждой из этих ситуаций она, в сущности,
проделывала с собой обратный взмах: в е¸ голове вспыхивал образ себя
(диссоциированный), терпящей крах и действующей некомпетентно. Поскольку она видела
этот образ себя в каждом из контекстов, где ей хотелось измениться, я предложил ей
использовать этот диссоциированный внутренний образ в качестве ключевого. Позднее она
сообщила, что это произвело большое изменение, позволившее ей чувствовать себя и
действовать уверенно.
Желаемый Я-образ
Желаемый Я-образ это я, обладающий большим количеством выборов, для которого
это нежелательное поведение/реакция не проблема. Есть ряд элементов, делающих этот
образ сильным мотиватором изменения.
Всегда диссоциированный я-образ. Чтобы желаемый Я-образ стал мотивирующим,
необходимо, чтобы он был диссоциированным. Когда этот образ диссоциирован, вас тянет
по направлению к нему. Будучи ассоциированы с ним, вы уже внутри него, поэтому он не
мотивирует. Осуществив взмах к ассоциированному образу, вы выбросили бы один из
мощнейших элементов техники. Обсуждению этого момента уделено некоторое время в
Используйте свой мозг. Иногда взмах к ассоциированному образу сработает для решения
проблемы, но он и близко не будет столь же мощным или генеративным. Результаты будут
больше походить на результаты прямого сцепления или перенесения характеристик из одной
ситуации в другую. Перенося характеристики, вы обычно заканчиваете ассоциацией с каким-
то конкретным ресурсным состоянием.
В процессе выработки желаемого Я-образа иногда полезно временно ассоциироваться с
ним, чтобы почувствовать, каково это было бы быть таким человеком. Это особенно
справедливо, если клиент говорит нечто вроде: Я могу видеть этого меня с большим
количеством выборов, но я понятия не имею, каково это было бы; я не знаю, понравится мне
это или нет. Временная ассоциация с этим образом может предоставить информацию о том,
как это было бы хорошо; после этого, когда вы сделаете взмах к диссоциированному образу,
он будет более мотивирующим.
Ассоциация также полезна, если человек не может увидеть себя с достаточным для
преодоления проблемы количеством выборов. Вы можете попросить его увидеть себя с
немного большим количеством творческих ресурсов, и пусть он ассоциируется с этим
образом. Поскольку теперь у вас есть эти дополнительные творческие ресурсы, вы можете
создать ещ¸ более мощный и подходящий желаемый Я-образ. Вы можете повторить этот
|