Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 142 
Next page End  

процесс столько раз, сколько вам нужно, чтобы “размельчить” задачу создания желаемого Я-
образа.
Качества вместо конкретных способов поведения. Я-образ это образ качеств, а не
конкретных вариантов поведения. Вы видите себя со способностями и возможностями, а не
с конкретными альтернативными способами поведения, подлежащими исполнению.
Для некоторых клиентов это различие не очевидно. Один из способов сделать его
ясным — это сказать: “Подумайте о чем-то, что вы делаете хорошо, — например, катание на
лыжах. Если бы вы смотрели на свою фотографию, то знали бы, глядя на не¸, что этот
человек умеет кататься на лыжах, даже хотя на фотографии вы бы не катались на лыжах на
самом деле”.
Другой способ объяснить разницу — это сказать: “Давайте представим, что я говорю
вам, что через несколько минут собираюсь бросить вам эту ручку таким образом, что вам
будет легко поймать е¸. Рисуя картину самого себя, способного поймать ручку, вы не знаете,
как именно поймаете е¸, — подавшись вперед, вниз, или в сторону и т. п. — потому что это
будет зависеть от того, как я брошу ручку. Вы знаете, что сможете поймать е¸, даже хотя не
знаете, как именно вы это сделаете”.
“Представляя себя через неделю заказывающим блюдо в ресторане, вы не знаете, что
закажете, потому что это будет зависеть от того, сколь голодным вы будете себя чувствовать
в этот момент и что окажется в меню. Тем не менее, вы можете видеть, что уверены в своей
способности сделать подходящий заказ, действительно находясь в ресторане”.
Даже такие объяснения не прояснили этого для одного участника семинара; так что я
указал на хорошо одетую, очень оживленную женщину на первом ряду. “Посмотрите на эту
женщину. Разве не очевидно по е¸ одежде, позе, манере двигаться и смотреть на вас, что вот
это — женщина с широким набором способностей и выборов?” Если у вас нет под рукой
участника, на которого можно указать, вы можете попросить клиента подумать о ком-то, кем
он восхищается, а потом использовать этот подход.
Образ вас, обладающего качествами свободы и компетентности, влечет вас к
порождению разнообразных способов поведения, соответствующих проблемной ситуации.
Если вы хотите программировать конкретное поведение — проще использовать некоторые
другие техники НЛП, например “генератор нового поведения”. Это также довольно детально
обсуждается в “Используйте свой мозг”.
Экология. Во взмахе есть несколько элементов, имеющих тенденцию делать его
экологичным. Факт, что вы используете желаемый Я-образ с качествами, а не с
конкретными решениями, означает, что у изменения больше шансов быть экологичным.
Поскольку с любым конкретным решением с гораздо большей вероятностью связаны
экологические проблемы, “тот вы, для которого это больше не проблема” — обеспечивает
экологическую защиту. Если клиент просит конкретного решения —имейте в виду, что это
говорит его сознательное мышление, и что, возможно, это решение до сих пор не внедрено в
нем потому, что оно чем-то неудовлетворительно, и какая-то другая часть клиента знает это.
Программируя в терминах качеств, вы обеспечиваете гораздо большую гибкость в том, как
достичь желаемого результата. Вы видите кого-то, кто в ответ на запросы ситуации смог бы
породить много различных конкретных способов поведения.
Ещ¸ один способ, которым во взмах встроена экология, состоит в том, что желаемый Я-
образ созда¸тся при значительном участии бессознательного мышления человека. Хотя
исходное направление является сознательным, окончательный образ автономен и
бессознателен, вы мобилизуете бессознательные ресурсы для порождения образа,
удовлетворяющего другим подсознательным целям. Если вы этому не верите, получите такой
образ и потом попробуйте изменить его сознательно. Вы можете быть в состоянии изменить
его на время, но обычно он возвращается обратно, как только ваше сознательное внимание
переключается на что-либо другое.
Этот образ вас, богатого качествами и способностями, мобилизует все ваши
бессознательные ресурсы порождать, приспосабливаясь к ситуации, множество конкретных
Hosted by uCoz