Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 142 
Next page End  

Крис: “Сохранение жизни” —это, на самом деле, немного высоковато. Это, скорее
“сохранение безопасности”, безопасности окружающих.
О'кей, вы “сохраняете безопасность”, реагируя на происшествие вместо того, чтобы
мыть посуду. Ставки на то, мыть посуду или не мыть, явно растут! Теперь, Крис, что
заставило бы вас вс¸ же мыть посуду, даже если из-за этого вы не сможете сохранить
безопасность окружающих, когда налицо происшествие?
Крис: Если бы масштабы происшествия превосходили мою способность на него влиять.
Заметьте, что этот ответ не ведет к более важному критерию; он просто лишает
“сохранение безопасности” значения путем изменения существующего контекста. Вы
превратили происшествие в нечто, на что вы не можете влиять. Что ещ¸ вам придется
добавить к контексту, который мы в настоящий момент уже имеем — небольшое количество
грязной посуды, приход незнакомца, приготовление пищи и ещ¸ происшествие, — чтобы вы
пренебрегли “сохранением безопасности”?
Крис: Я полагаю, что не стал бы мыть посуду, если бы смог принять какое-то участие в
преодолении кризиса. Верно, это мы уже установили. Что заставило бы вас мыть посуду,
даже если бы вы и могли каким-то образом принять участие в преодолении кризиса?
Крис: Если бы чудесным образом появились люди, более компетентные в
урегулировании кризиса, чем я, тогда бы я стал мыть посуду.
Заметьте, что Крис по-прежнему не поднимается к критерию более высокого уровня.
Он продолжает выстраивать свое поведение таким образом, чтобы удовлетворялся его
критерий “сохранение безопасности”. Мы узнаем, что он перешел к критерию более высокого
уровня, когда он подумает о чем-то более важном, ради чего он пожертвует “сохранением
безопасности”. Я обычно пытаюсь сделать так, чтобы человек сначала подумал об этом сам,
прежде чем предлагаю вариант, но сейчас мы в любом случае близки к вершине.
Большинство людей пенят свою собственную жизнь выше безопасности других людей. Так
что, Крис, давайте предположим, что кто-то держит вас под дулом пистолета и говорит:
“Если ты ввяжешься в этот кризис, я вышибу тебе мозги!” Могло бы это заставить вас мыть
посуду?
Крис. Могло бы.
Могло бы?! (смех) А если бы вашей семье угрожала опасность, если вы не вымоете
посуду?
Крис: У меня нет сейчас семьи. Я живу один. И кто-то приставляет пистолет к моей
голове на свой собственный риск, поэтому не знаю, вымою ли я посуду даже в этом случае
Ну, а если бы вам позвонили по телефону и сказали, что весь город Нью-Йорк будет
взорван, если вы не вымоете посуду? Вы должны вымыть е¸, не обращая внимания на
кризис, или Нью-Йорк прекратит существование.
Крис: О'кей...
Я не буду идти дальше, потому что мы сейчас очень высоко; независимо от того,
находимся ли мы на вершине его иерархии или близко к ней, для наших целей мы
достаточно высоко. Моя убежденность в этом основана на его реакции. Для некоторых
людей это не будет вершиной. Для них безопасность окружающих в действительности не так
важна; но если речь зайдет об их собственных жизнях, — тогда уж они будут озабочены. И
даже жизнь человека может быть не столь важна, как принципы, —например, “честь”,
“поступать правильно”, или “мораль”. Это один из факторов, благодаря которым становятся
возможными самопожертвование или война. Крис, несомненно, имеет много других
критериев, которые окажутся в промежутках между теми, которые мы здесь выявили. Для
наших целей, однако, вам не требуется выявлять по порядку каждый критерий в отдельности,
поскольку для следующего шага в упражнении вам необходимо всего три: один, который
совершенно неважен, один находящийся посредине, и один, который очень важен. После
того как вы их выявите, мы вам продемонстрируем, как сдвинуть критерий.
Hosted by uCoz