Navigation bar
  Print document Start Previous page
 70 of 142 
Next page End  

Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы подумали о шоколадных сердечках и заметили, как
они выглядят, когда вы думаете о них... А потом подумайте о печенье; заметьте, как оно
выглядит в вашем воображении...
Теперь проверьте субмодальные отличия. Что отличает то, как вы видите шоколадные
сердечки, от того, как вы видите печенье?
Рэчел: Шоколадные сердечки кажутся немного ближе. Они почти что выпрыгивают из
тарелки. Мне кажется, что не вся картина ближе, а только сердечки. С печеньем такого нет.
Хорошо. Какие ещ¸ отличия вы замечаете?
Рэчел: Шоколадные сердечки ярче, вокруг них почти что сияние. Это вс¸, что я
замечаю.
Есть ли какая-либо разница в том, как эти вещи звучат для вас?
Рэчел: Нет. Нет, я не слышу ничего ни там, ни там.
Есть ли какие-либо различия в кинестетической системе, КРОМЕ ощущения
принуждения?
Рэчел: Ну да, я чувствую, что меня тянет к ним.
Это часть вашей реакции: чувство принуждения. Мы заинтересованы только в том,
чтобы обнаружить любые кинестетические ощущения, которые, возможно помогают создать
эту реакцию.
Теперь у нас есть несколько отличий в субмодальностях, поэтому мы имеем некоторое
представление о том, как мозг Рэчел кодирует “я вынуждена иметь нечто”. В данном случае
все субмодальности зрительные. Кодируя свои образы определенным образом, мозг Рэчел
мгновенно знает, — просто глядя на образ — что она должна иметь, подобно сердечкам, а
относительно чего у не¸ есть выбор, подобно печенью.
Следующий шаг — это проверка, выяснение того, какое из этих субмодальных различий
является наиболее важным “магнитом”, создающим е¸ компульсивную
21
реакцию.
Рэчел, посмотрите на образ шоколадных сердечек. Попробуйте сделать сердечки
немного ближе. Заставьте их выпрыгивать из тарелки немножко больше. Это усиливает или
ослабляет ваше принуждение есть сердечки?
Рэчел (Е¸ лицо розовеет, и она делает движения ртом):
Да, мне сразу же больше хочется их.
О'кей. Теперь отодвиньте сердечки назад в тарелку. Изменяет ли это вашу реакцию?
Рэчел: Это позволяет мне не хотеть их так сильно.
Теперь давайте попробуем изменить яркость. Сделайте шоколадные сердечки немного
ярче. Изменяет ли это вашу реакцию?
Рэчел: Изменяет, но не так сильно. По-моему, когда я заставила сердечки больше
выпрыгивать из тарелки, они одновременно сделались и немного ярче. Если я просто делаю
их ярче, то не чувствую большого изменения.
То есть это показывает, что близость является ведущей субмодальностью; она
направляет реакцию Рэчел, а также изменяет яркость. Давайте ещ¸ кое-что проверим.
Попробуйте усилить ореол...
Рэчел: Это заставляет меня хотеть их больше, — но не так сильно, как тогда, когда я
заставляла сердечки сильнее выпрыгивать.
Попробуйте ослабить ореол...
Рэчел: Это заставляет меня реагировать на сердечки немного меньше, но я вс¸ равно их
хочу.
Теперь мы знаем, что ключевая субмодальность, которая “ведет” реакцию Рэчел,
заключается в том, чтобы образ выпрыгивал ближе к ней и дальше от фона.
                                                           
    
21
Компульсия — непреодолимое иррациональное побуждение, импульс. (Здесь и далее все примечания Л.
Миникеса)
Hosted by uCoz