них до конца, но вязко и детально рассуждая о частных аспектах своих мыслей. При этом также
возникает рассеянность и постоянное переключение с одной мысли на другую.
Критичность по отношению к своим возможностям и способностям в маниакальном эпизоде
резко снижается. В крайних случаях возникают бредовые и галлюцинаторные расстройства, тематика
которых связана с неимоверной собственной значимостью и могуществом. При этом никаких
логических объяснений своей значимости и могущества человек предъявить не может. Например,
подросток с биполярным расстройством в маниакальном эпизоде может утверждать, что в будущем
станет знаменитым ученым, и при этом игнорировать свои школьные неудачи, объясняя их
некомпетентностью учителей и правом подростка самому выбирать себе предметные области,
достойные изучения.
Через некоторое время эпизод крайнего возбуждения сменяется состоянием подавленности или
спокойствия. Депрессивные эпизоды настроения при биполярном расстройстве могут предшествовать,
сопровождать или следовать за маниакальным эпизодом. Депрессии при этом расстройстве имеют
тенденцию к более продолжительному течению в среднем около полугода. Если маниакальный
эпизод имеет четко выраженное начало и завершение, то депрессия является постоянным фоном
нарушения настроения. Несмотря на то, что в маниакальном эпизоде подросток выглядит бодрым и
веселым, чрезмерно подвижным и активным, как правило, при более внимательном отношении к нему
можно заметить, что приподнятое настроение контрастирует с происходящими в настоящий момент
неприятностями, конфликтами и проблемами в школе или дома.
Смена полюсов настроения, как правило, связана с переживанием стрессовых ситуаций или
психических травм.
Первый эпизод нарушения может возникнуть в любом возрасте, начиная с детства, кончая
старостью. Но чаще всего начало приходится на возраст 15-19 лет. У большинства биполярное
расстройство начинается с тяжелой депрессии, на фоне которой впоследствии отмечаются вспышки
маниакального изменения настроения.
Биполярное расстройство имеет ярко выраженный наследственный характер: если один из
родителей страдает биполярным расстройством, вероятность возникновения этого расстройства у
ребенка составляет 25%; если оба родителя страдают биполярным расстройством, вероятность развития
расстройства у ребенка составляет 50-75% /19/. Однако психосоциальные факторы играют важную роль
в том, как проявится генетическая предрасположенность.
4.9. Нарушения сознания
4.9.1. Общенаучная характеристика сознания
Сознание является предметом изучения многих наук, каждая из которых исследует его
определенную сторону. Психопатология изучает расстройства сознания, наступающие вследствие
соматической, психической болезни или иных нарушений психической деятельности.
Сознание наивысшая, свойственная только человеку функция головного мозга, выражающаяся
в целенаправленном отражении мира, предварительном построении действий, предвидении их
результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мира. Сознание это не
только знание само по себе, но и отношение к познаваемому.
Сознание является функцией мозга. Кроме того, сознание определяется воздействием среды
путем общественной практики, которая благодаря психической деятельности трансформируется в
сознательное, субъективно-идеальное. Психическое развитие детей, живущих в условиях строгой
изоляции или в среде животных, не достигает уровня сознания.
Физиологической основой сознания, по И. П. Павлову, является деятельность определенного
участка коры большого мозга (творческого отдела больших полушарий), обладающего в данный момент,
при данных условиях оптимальной возбудимостью. Физиологический механизм сознания с его
целенаправленной деятельностью и предвосхищением цели предусматривает восприятие раздражений
рецепторами, возникновение временных связей в ЦНС, правильное соотношение процессов
возбуждения и торможения, их подвижность.
|