Таким образом, понятие расстроенного сознания охватывает совокупность многих
взаимосвязанных и взаимообусловленных состояний. В психопатологии основным признаком
расстройства сознания считают дезориентировку различной степени.
Психическая жизнь человека помимо сознания включает в себя и несознательные, или
подсознательные психические процессы. Поэтому отождествление понятий сознания и психической
деятельности ошибочно, так как психика может не достигнуть уровня сознания. Понятие психики шире
понятия сознания, причем имеется различная градация степени сознательности психической
деятельности. Кроме того, уровень развития сознания также неодинаков, например, у детей и у
подростков, у ребенка и у взрослого.
Сознание это не только знания сами по себе, как продукт познавательной деятельности, но и
отношение к тому, что познается, целенаправленное предвосхищение будущего. С. С. Корсаков
подчеркивал, что для сознания характерна именно связь знаний, обусловливающая целенаправленную
деятельность. Сознание, таким образом, представляет собой не столько сумму психических процессов,
сколько новое качество психики, вытекающее их всех ступеней познания.
Сознание включает в себя не только знание об окружающем мире, но и знание о себе о своих
индивидуальных и личностных свойствах. Поэтому в структуру сознания входит самосознание
выделение себя из объективного мира, осознание своей личности, своего тела, своих психических
функций. Самосознание (частная сторона сознания) включает в себя осознание своего отношения к
окружающему миру, своей деятельности в нем. Зрелый человек постоянно анализирует и оценивает
свои мысли, чувства, переживания. Аналитическое размышление по поводу собственных мыслей и
переживаний, обычно полное сомнений и колебаний, называется рефлексией.
Отделение своего внутреннего от внешнего называется этапом аллопсихического самосознания и
формируется у человека в возрасте трех лет (с этого возраста в речи ребенка появляется местоимение
«я»).
Этап формирования соматопсихического самосознания, т. е. способность оценивать свое
физическое «я» начинается с умения ребенка правильно идентифицировать правую и левую стороны
своего тела примерно в возрасте шести-семи лет. Лишь к 13-14 годам у человека появляется способность
адекватно оценивать свое психическое «я» (этап аутопсихического самосознания). Таким образом,
полное осознание себя во всех аспектах формируется лишь к пубертатному возрасту.
4.9.2. Определение сознания в психиатрии
Понятие сознания в психиатрии не совпадает с его философским и психологическим
содержанием. Оно является скорее «рабочим». Ведущий современный психиатр А. В. Снежневский
говорит, что «если подходить к сознанию в философском смысле, то мы естественно должны сказать,
что при всяком психическом заболевании высшая форма отражения мира в нашем мозге нарушается».
Поэтому клиницисты пользуются условным термином нарушения сознания, имея в виду особые формы
его расстройства.
С данным положением соглашается и С. А. Рубинштейн, говоря о целесообразности
«разведения» психического нарушения и нарушения сознания, как обладающих специфическими
признаками.
Это понятие сознания, которое А. В. Снежневский определяет как «условное», базируется на
взглядах немецкого психиатра К. Ясперса, рассматривающего сознание как фон, на котором происходит
смена различных психиатрических феноменов. Соответственно при душевных заболеваниях сознание
может нарушаться независимо от других форм психической деятельности, и наоборот. Так, в историях
болезни можно встретить выражения, что у больного имеет место бред при ясном сознании, нарушено
мышление на фоне ясного сознания и т. п. Метафорические признаки «ясности» и «помрачения»
сознания, введенные К. Ясперсом, стали определяющими для характеристики сознания в учебниках
психиатрии до настоящего времени. Вслед за К. Ясперсом в качестве критериев помраченного сознания
берутся:
1) дезориентировка во времени, месте, ситуации;
2) отсутствие отчетливого восприятия окружающего;
|