зависит от опыта; оно набирает глубину с приобретением навыков; оно находит подтверждение в
деятельности.
При сравнении слоев с качеством сознания я не имею в виду, что каждое новое измерение себя в
определенный возрастной период возникает полностью сформированным. Игривость в
действительности начинается в детстве, но достигает своего полного развития после того, как эта фаза
проходит. Сознание игры и чувства радости, я думаю, является более характерным для молодых девушек
и юношей, чем для детей. Более полное описание каждого слоя и его качеств покажет их соотношение.
Младенец характеризуется желанием близости, особенно с матерью. Он хочет, чтобы его
держали на руках, заботились, приветствовали и принимали. Любовь, как я подчеркивал в своей более
ранней книге, может определяться как желание интимной близости. Когда потребность в близости
удовлетворяется, младенец находится в состоянии удовольствия. Лишение этой требуемой близости
ведет к болезненному состоянию.
Чувство любви во взрослом человеке развивается из этого слоя. У взрослого и младенца оно
различается незначительно, хотя формы его выражения могут варьировать. Желание интимной близости
лежит в основе всех проявлений любви. Индивидуум, который находится в контакте с младенцем,
которым он был и который все еще является его частью, знаком с чувством любви. Он также
соприкасается со своим сердцем. Человек заблокирован от переживания полноты любви в той степени,
в какой он разъединен со своим сердцем или своим младенчеством.
Детство добавляет новое измерение и новое качество жизни. Потребность в длительной
близости переходит в новую потребность исследовать мир - потребности, связанной с увеличившейся
моторной координацией ребенка. Через изучение людей, вещей, пространства и времени ребенок
создает мир в своем воображении. Так как воображение не стеснено структурным чувством реальности,
оно свободно. Во время этой фазы оно на сознательном уровне также создает свое ощущение себя, в
процессе которого образно исследует возможность быть другим человеком, например своей матерью.
Мне кажется, можно сказать, что детство закончилось, когда человек создает связную картину
своего личного мира и лично себя. Достигнув этой ступени, мальчик или девочка бросают вызов своему
личному миру в игре. Возросшее искусство моторных навыков и игр с другими детьми составляет стиль
игры, которая радостна, потому что она свободна и щедро вознаграждается. В игре мальчиков и девочек
степень возбуждения выше, чем у младших детей, что тоже объясняет чувства радости, которые человек
переживает во время этой фазы жизни. Также увеличивается чувство свободы, происходящее от
независимости, не отягощенной ответственностью.
Юность отмечена дальнейшим увеличением уровня возбуждения, который проявляется в
интересе к противоположному полу и в растущей интенсивности сексуального влечения. В идеале
юность - это время романтики и приключений, сочетающих глубокое удовольствие от близости с другим
человеком, воображение и умственное творчество ребенка и вызов и игривость подростка. Когда
человек начинает осознавать реальность возможных последствий своих поступков и принимает на себя
ответственность за них, наступает период взросления.
Взрослым является человек, который осознает последствия своего поведения и принимает
ответственность на себя. Однако если он потеряет связь с чувствами любви и близости, которые он знал
младенцем, с творческим воображением, игривостью и радостью своего детства и с духом приключения
и чувством романтики, которыми была отмечена его юность, он будет бес цветным, ограниченным и
негибким человеком. Здоровый взрослый человек - это младенец, ребенок, мальчик или девочка и
юноша или девочка. Его чувство реальности и ответственности включает потребность и желание
близости и любви, способность к творчеству, свободу радоваться, дух предприимчивости. Он является
целостным и полностью сознательным человеческим существом.
Чтобы понять живой организм, мы должны отбросить механические концепции. Механизмы
телесного функционирования важны, но они не объясняют это функционирование. Глаз, например, не
является точным подобием видеокамеры; это чувствительный орган для восприятия и выразительный
орган для реагирования. Сердце - это не просто насос; это орган для чувствования, чего не может делать
насос. Мы являемся чувствующими существами, а это означает, что нам дана сила ощущать или
воспринимать и переживать ощущение или чувство. Восприятие есть функция разума, но
проявляющаяся в аспекте тела. Живое тело имеет разум, обладает духом и содержит душу. Как эти
|