представления понимаются биоэнергетически?
Разум, дух и душа
В настоящее время мы привыкли говорить, что разделение тела и разума есть продукт
человеческой мысли, что разум и тело в действительности есть единое целое. Слишком долго мы
рассматривали их как влияющие друг на друга, но не связанные друг с другом напрямую части. Это
отношение практически не изменилось. Наш образовательный процесс все еще разделен на умственное
и физическое, у которых нет ничего общего. Некоторые учителя физкультуры верят, что они могут
повлиять на способность детей учиться, занимаясь с ними гимнастикой или атлетикой. Но на самом
деле так случается редко. Однако если разум и тело составляют единое целое, правильное физическое
воспитание может быть в то же время правильным духовным воспитанием, и наоборот.
Я думаю, что вся бела заключается в том, что мы просто болтаем о концепции единства, но не
применяем ее в нашей повседневной жизни. Мы предполагаем, что можно воспитать разум ребенка, не
обращая внимания на его тело. Под угрозой провала на экзамене или наказания мы можем впихнуть
какую-то информацию в его голову. К несчастью, информация не переходит в знания, пока она не
соприкасается с опытом. Мы постоянно недооцениваем тот факт, что опыт есть телесный феномен.
Человек ощущает только то, что происходит в его теле. Степень живости тела определяется тем,
насколько человек бодр или подавлен. Когда события, происходящие во внешнем мире, действуют на
тело, человек переживает их, но то, что он действительно чувствует, является результатом их
воздействия на его тело.
Недостаток психоаналитической техники заключается в том, что она игнорирует тело в его
попытках помочь пациенту проработать эмоциональные конфликты. Так как она не в состоянии
представить любой важный телесный опыт, то идеи, возникающие в курсе лечения, бессильны вызвать
значительные изменения в личности. Слишком часто я встречал пациентов, которые за годы
психоанализа собрали много информации и знаний о своем состоянии, но чьи основные проблемы
остались незатронутыми. Знания становятся понятными, когда они соединяются с чувствами. Только
глубокое понимание, заряженное сильными чувствами, способно изменить структурированные
паттерны поведения.
В предыдущих книгах я глубоко изучал проблемы разума - тела. Здесь я хотел бы остановиться на
определенных ментальных функциях, которые имеют важное отношение к биоэнергетике. Во-первых
разум имеет направляющую функцию относительно тела. Посредством разума человек может
направлять свое внимание на различные части тела и таким образом воспринимает их более отчетливо.
Позвольте мне предложить простой эксперимент. Вытяните вашу руку прямо перед собой, сохраняя ее
расслабленной, и сфокусируйте ваше внимание на руке Сосредоточьте внимание на руке примерно на
минуту, в течение которой вы дышите легко и вы можете по-другому ощутить вашу руку. Вы можете
почувствовать движение энергии в вашей руке которая сейчас ощущает нагрузку и покалывание. Она
может начать вибрировать или немного дрожать. Если вы чувствуете это, вы можете представить себе
что вы направили поток возбуждения или энергии в вашу руку.
На биоэнергетических семинарах я использую различные варианты этого эксперимента, чтобы
сделать переживания более интенсивными.
Я прошу надавить растопыренными пальцами одной руки на пальцы другой, держа ладони и
запястья по возможности дальше друг от друга. Теперь, продолжая держать руки вместе, поверните их
вовнутрь таким образом, чтобы они указывали на грудь, и продвиньте кисти рук вперед не разнимая их
(рис. 2).
|