рыданиях. Эти звуки ассоциируются с болью, дистрессом, раной и утратой. Это отголоски горя и
печали, а никак не радости. Радости присущ свой собственный диапазон вокализованного выражения.
К примеру, смех в большой степени похож на рыдания, за исключением того, что в нем присутствует
позитивная нота, синкопированный каданс [Каданс - мелодический или гармонический оборот,
завершающий музыкальное построение и придающий ему большую или меньшую законченность. -
Прим. перев.] на слабой доле. Точно так же как существуют вопли страдания, наличествуют и вопли
радости. Это внешнее сходство означает лишь то, что человек способен испускать как самые
счастливые, так и самые грустные звуки.
Важно иметь в виду, что голос является носителем для выражения многочисленных и самых
разных чувств. Мы можем проявлять охватившие нас эмоции и посредством наших действий, но эта
форма выражения исходит из совершенно другого места, а именно от мышечной системы тела, которая
представляет собой механизм конкретной реализации действий. Улыбка, объятие, легкое дуновение и
ласка - все они выражают какое-то чувство. Когда человек что-то делает и ничего в этой связи не
ощущает, то так происходит потому, что данное действие носит чисто механический характер, а сам
человек полностью отгорожен от него. То же самое верно и применительно к голосу. Многие люди
разговаривают сухим, механическим тоном, который не выражает ровным счетом никаких чувств. И
здесь мы также имеем дело с индивидами, которые полностью отделены от своего тела и отдают его под
ничем не ограниченный контроль эго. Например, значительное число людей не в состоянии
сопровождать плач всхлипываниями и рыданиями, поскольку такого рода выражение чувств у них
подавлено хроническим напряжением гортани. Другие не способны чувствовать или выражать гнев.
Такие индивидуумы - это эмоциональные калеки, которые не в состоянии испытывать ни радость, ни
любые иные сильные эмоции. С моей точки зрения, та терапия, которая не сумела помочь пациенту
восстановить присущую ему естественную способность к самовыражению, потерпела бесспорную
неудачу. В этой главе мы более внимательно проанализируем проблемы, возникающие у пациентов в
связи с голосовым, вокализованным выражением чувств.
Голос представляет собой результат колебаний, возникающих в воздушном столбе по мере его
прохождения через голосовые связки. Вариации силы звука достигаются за счет изменения диаметра
отверстия в гортани, привлечения имеющихся в голове воздушных камер, которые используются для
достижения резонансного эффекта, а также благодаря увеличению или уменьшению количества
подаваемого воздуха. Человеческий голос обладает весьма широким диапазоном экспрессивности, или
выразительности, вполне соответствующим тому спектру эмоций, которые может испытывать
обладатель голоса. Голос способен не только выражать те эмоции, о которых шла речь ранее, но и
менять интенсивность звучания, чтобы она соответствовала интенсивности переживаемых чувств.
Голос является одним из основных средств для выражения чувств и, следовательно, для
самовыражения. Любая ограниченность голоса образует собой одновременно ограниченность
возможностей самовыражения и служит внешним представлением снижения у данного индивида
ощущения собственного Я. Высказывание о том, что кто-то «лишен собственного голоса», как раз
ссылается на наличие такой связи. К сожалению, почти все пациенты психотерапевта страдают от того
или иного понижения уровня самоуважения и самооценки, а также чувствуют себя лишенными права
«высказаться» по собственному поводу. По этим причинам в ходе терапии, нацеленной на развитие
ощущения своего Я, важно уделять голосу надлежащее внимание.
У многих детей случаются болезненные и пугающие их переживания, которые приводят к утрате
голоса. Моя пациентка по имени Рене описывала себя как жертву попыток кровосмешения, или
инцеста. Она подвергалась сексуальным преследованиям со стороны отца и лишилась девственности
раньше, чем ей исполнилось шесть лет. Испытанная ею в момент проникновения боль была столь
сильна, что бедная девочка как бы покинула свое тело и жила только в собственной голове. Термин
«покинуть тело» означает здесь, что у нее отсутствовало чувство осознания собственного тела. Она
смотрела на свои ноги и испытывала удивление от того, что они исходили из ее тела и были к нему
прикреплены. Такое же ощущение она испытывала и по отношению к рукам, правда, в меньшей
степени. Невзирая на столь сильную степень отделенности от самой себя, она выжила и продолжала
существовать. Рене дважды выходила замуж, воспитала троих детей и была в состоянии обеспечивать
себя материально. Но те мужчины, с которыми она состояла в браке, злоупотребляли ею и физически, и
|